Крюковая подвеска устройство. Крюковые подвески, полиспасты мостовых кранов

Крюк - универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений. Крюковая подвеска крана представлена на рис. 1.7.

Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.

Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств. Предохранительные замыкающие устройства могут быть выполнены в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предотвращающих самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления. Предохранительными устройствами (рис. 1.8) должны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.

Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верхней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращаются один или несколько канатных блоков. На некоторых кранах для обеспечения минимальной длины подвески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непосредственно на оси блоков. Такая подвеска называется укороченной. На нижней части подвески на траверсе закрепляется грузовой крюк с помощью гайки. Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикоподшипниках помимо вращения вокруг оси может еще качаться вместе с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов. В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными (рис.).

Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготавливают ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.

На грузовом крюке указывается номер крюка по государственному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наименование завода- поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.

Крюки бракуются в случаях, если:

· крюк не вращается на траверсе;

· отогнут рог крюка;

· износ крюка в зеве превышает 10 %;

· нет клейма ОТК;

· имеются трещины.

Рис. Схемы крюковых подвесок

а - одноосная; б - двухосная; в - трехосная; 1 - щека; 2 - блок; 3 - ось; 4 - обойма; 5 - серьга; б - палец; 7 - крюк; 8 - траверса

Крюковая подвеска грузоподъемных кранов является весьма ответственным узлом, поэтому при эксплуатации крана необходимо постоянно наблюдать за ее состоянием. При каждом осмотре следует обязательно проверять исправность щек, блоков, траверсы, крюка, гайки, осей и канатов.

Как выбирают грузовые: стальные канаты, цепи сварные, цепи пластинчатые, канаты пеньковые и хлопчатобумажные.

В качестве гибких тяговых органов используют стальные канаты, сварные и пластинчатые цепи. Их выбор зависит от назначения, условий эксплуатации, режима работы и особых требований.

Промышленность выпускает стальные проволочные канаты разных типов, различающихся конструкцией, характером и направлением свивки и размером проволок.

Определение усилия в канате. По правилам Госгортехнадзора канаты подбирают по разрывному усилию S разр, указанному в стандарте или заводском сертификате, исходя из соотношения:

S разр ≥ S ma x ∙ n ,

где n – коэффициент запаса прочности, в зависимости от режим работы крана.

Наибольшее (максимальное) натяжение тяговой ветви каната, Н, рассчитывают по формуле.

Крюки соединяют с гибким грузовым элементом грузоподъемной машины или непосредственно, прикрепляя гибкий элемент к проушине (при подвесе груза на одной ветви), или (при подвесе груза на нескольких ветвях гибкого элемента) с помощью крюковых подвесок. При достаточно жестких канатах и для преодоления потерь на трение в опорах блоков легкие подвески снабжают дополнительным грузом, обеспечивающим нормальное опускание пустого крюка.

Типы крюковых подвесок

Различают два типа крюковых подвесок:

  • нормальные;
  • укороченные.

Крюковые подвески

Рис. 1: а – нормальная, б – укороченная

Нормальная крюковая подвеска

В нормальных подвесках (рис. 1, а) траверса, на которой укреплен крюк, соединяется с осью канатных блоков щеками, изготовленными из листовой или полосовой стали марки Ст3, рассчитываемыми в сечении, ослабленном отверстием под цапфы траверсы, на растяжение по формуле Лямэ:


где [σ] =σ т /n, n = 3,5..4.

Траверса имеет на концах стопорные накладки, препятствующие ее осевому перемещению, позволяющие ей поворачиваться вместе с крюком относительно горизонтальной оси. Хвостовик крюка проходит сквозь отверстие в траверсе и закрепляется гайкой, опирающейся либо на сферическою шайбу (при грузоподъемности до 3,2 т), либо на упорный шарикоподшипник, как на рисунке 1 (при большей грузоподъемности). Подшипники должны быть обеспечены смазкой и защищены от попадания грязи. Упорные подшипники по статической грузоподъемности выбираются по расчетной нагрузке, превышающей вес поминального груза на 25%. Чтобы не произошло самопроизвольного отвинчивания гайки, она должна быть законтрена стопорной планкой. Стопорение гаек крюков грузоподъемностью до 10 т вследствие малых размеров гайки разрешается производить с помощью штифтов или стопорных болтов. Использование шплинтов недопустимо во всех случаях.

Укороченная крюковая подвеска

В укороченных подвесках (рис. 1, б) блоки полиспаста размещаются на удлиненных цапфах траверсы. Укороченная крюковая подвеска позволяет осуществить подъем груза на несколько большую высоту, но ее можно применять только при четной кратности . Траверса изготовляется из сталей 10 или 45 и рассчитывается на изгиб по среднему сечению, ослабленному отверстием для хвостовика крюка. Запас прочности по , учитывая сложную конфигурацию траверсы, принимается n≥3. Цапфы траверсы рассчитывают также на изгиб и проверяют по давлению между цапфой и щекой. Допускаемое давление не должно превышать 35 МПа во избежание задира поверхности при повороте траверсы. Для предохранения от выскакивания ручьи блоков крюковой подвески (а также головных блоков стрел кранов) защищены кожухом, изготовленным из листовой стали толщиной не менее 3 мм (рис. 2).

Установка ограждения на канатном блоке

Рис. 2

Радиальный зазор δ между ребордами блока и кожухом не должен быть более 0,3 d к где d к - диаметр каната. Кожухи крюковых подвесок имеют прорези для прохода каната, их ширину и длину выбирают так, чтобы исключить трение каната о кожух.

Одним из основных элементов крана является подвеска крюковая, которая служит для подвешивания груза на грузовой канат крана. Подвеска крановая или крюковая подвеска состоит из подвижных обводных блоков и крюка грузового, объединённых между собой траверсой и щеками.

Конструкция крюковой подвески зависит от числа ветвей каната, числа и относительного расположения блоков, типа крюка и т.п.

Конструктивно крюковая подвеска состоит из кранового крюка, шарнирно закрепленного между щеками подвески с помощью траверсы и блоков, опирающихся на неподвижно закрепленную ось.

Хвостовик крюка проходит сквозь отверстие в траверсе и закрепляется гайкой, опирающейся либо на сферическою шайбу при грузоподъемности до 3,2т, либо на упорный шарикоподшипник при большей грузоподъемности.
Подшипники должны быть обеспечены смазкой и защищены от попадания грязи. Упорные подшипники по статической грузоподъемности выбираются по расчетной нагрузке, превышающей вес поминального груза на 25%.

Чтобы не произошло самопроизвольного отвинчивания гайки, она должна быть законтрена стопорной планкой. Стопорение гаек крюков грузоподъемностью до 10т вследствие малых размеров гайки разрешается производить с помощью штифтов или стопорных болтов. Использование шплинтов недопустимо во всех случаях.

Массу крюковых подвесок, при проектировании, подбирают так, чтобы они опускались без груза на крюке под действием собственной силы тяжести, вытягивая грузовой канат, на котором они подвешены.

По размеру и расположению блоков различают два типа крюковых подвесок:

  • Нормальные;
  • Укороченные.
В нормальных подвесках траверса, на которой укреплен крюк, соединяется с осью канатных блоков щеками, изготовленными из листовой или полосовой стали. Траверса имеет на концах стопорные накладки, препятствующие ее осевому перемещению, позволяющие ей поворачиваться вместе с крюком относительно горизонтальной оси.

Рисунок 1. Внешний вид и чертеж крюковой подвески нормальной

Укороченная подвеска меет меньший размер по высоте, благодаря чему груз можно поднять на несколько большую высоту по сравнению с нормальной подвеской. Укороченную подвеску применяют только при чётной кратности полиспаста.

В укороченных подвесках блоки полиспаста размещаются на удлиненных цапфах траверсы. Укороченная крюковая подвеска позволяет осуществить подъем груза на несколько большую высоту, но ее можно применять только при четной кратности полиспаста.
Траверса изготовляется из сталей 10 или 45.


Рисунок 2. Внешний вид и чертеж крюковой подвески укороченной

Для предохранения от выскакивания каната ручьи блоков крюковой подвески (а также головных блоков стрел кранов) защищены кожухом, изготовленным из листовой стали толщиной не менее 3мм.

Основные типоразмеры подвесок крюковых
Тип подвески Г/п Крюк Диаметр
каната
Диаметр
блока
Количество
блоков
т мм мм шт.
ПК-3,2-12А-1-400-14 3,2 12А-2 14 400 1
ПК-3,2-12А-1-500-14 3,2 12А-2 14 500 1
ПК-5,0-14А-1-400-14 5 14А-2 14 400 1
ПК-5,0-14А-1-500-16,5 5 14А-2 16,5 500 1
ПК-5,0-14А-2-400-14 5 14А-2 14 400 2
ПК-5,0-14А-2-500-16,5 5 14А-2 16,5 500 2
ПК-10,0-17А-2-500-16,5 10 17А-1 16,5 500 2
ПК-10,0-17А-2-630-18 10 17А-1 18 630 2
ПК-10,0-17А-3-400-14 10 17Б-1 14,5 400 3
ПК-10,0-17А-3-500-16,5 10 17А-1 16,5 500 3
ПК-12,5-17А-3-400-16,5 12,5 17А-1 16,5 400 3
ПК-12,5-18А-3-500-16,5 12,5 18А-1 16,5 500 3
ПК-12,5-18А-3-630-18 12,5 18А-1 18 630 3
ПК-16-18А-3-400-16,5 16 18А-1 16,5 400 3
ПК-16-18А-3-500-16,5 16 18А-1 16,5 500 3
ПК-16-18А-3-630-18 16 18А-1 18 630 3
ПК-16-19А-4-400-16,5 16 19А-1 16,5 400 4
ПК-16-19А-4-500-16,5 16 19А-1 16,5 500 4
ПК-16-19А-4-630-18 16 19А-1 18 630 4
ПК-20-19А-4-400-16,5 20 19А-1 16,5 400 4
ПК-20-19А-4-500-16,5 20 19А-1 16,5 500 4
ПК-20-20А-4-630-18 20 20А-1 18 630 4
ПК-32-20А-4-700-22 32 20А-1 22 710 4

Рисунок 3. Внешний вид и чертеж крюковой подвески двухосной

Одно- и двухосные подвески применяются на кранах с двухниточной запасовкой грузового каната. Для большей грузоподъемности при четырехниточной запасовке устанавливают трехосные подвески. Двух- и трёхосные подвески чаще всего применяют на башенных кранах.

Двухосная крюковая подвеска состоит из двух листовых щёк, двух осей, на которых на шарикоподшипниках установлены блоки, траверсы и пропущенного через неё крюка. Щёки стянуты между собой болтами с распорными трубками. Крюк опирается на траверсу через упорный шарикоподшипник и может вращаться относительно траверсы и щёк подвески.

Такое крепление позволяет разворачивать поднятый груз вокруг вертикальной оси подвески. Подшипник крюка закрыт от грязи и влаги крышкой и резиновыми уплотнителями. На крюке установлен предохранительный замок, который при работе препятствует произвольному выходу серьги съёмного грузозахватного приспособления из зева крюка.


Рисунок 4. Внешний вид и чертеж крюковой подвески трехосной

Трехосная подвеска состоит из двух частей: Основной двухосной подвески и дополнительной обоймы, предназначенной для изменения кратности полиспаста с двух на четыре, присоединяемой к основной с помощью серьги и пальца.

Дополнительная обойма состоит также из двух щёк, между которыми в центре закреплён на оси блок. В нижней части к щёкам с помощью пальца крепится серьга с шарнирным соединением посередине. Щёки обоймы стянуты межу собой болтами с распорными трубками. Иногда на щёки крюковых подвесок навешивают дополнительные грузы.

ЗАО "НПО "Механик" изготавливает крюковые подвески нормальные с одним, двумя, тремя и четырьмя блоками всех

Для того, чтобы с помощью крана переместить груз в нужное вам место, его для начала нужно захватить и надежно зафиксировать. Именно для этой цели и служит крюковая подвеска крана. По сути, она является связующим элементом между тросом и крюком крана.

Конструкция у всех видов крановых подвесок схожа. Главные элементы следующие:

  • «Щеки» и траверсы с крюком соединяют обводные блоки;
  • Сами «щеки» соединяются с помощью специальных отделительных трубок;
  • Ось, на которой вращаются «щеки», крепится с помощью ригельных планок;
  • Шкивы фиксируются в верхней части «щек»;
  • Траверса размещается рядом с основанием подвески;
  • Грузовой крюк крепится непосредственно на траверсе с помощью специальной гайки.

Когда траверса вращается в боковых «щеках», то это гарантирует свободный ход крюка.

Виды крюковых подвесок

Есть несколько критериев, по которым можно поделить подвески на группы.
Количество осей

  • Одноосные
  • Двухосные – в конструкцию такой подвески входят 2 оси и 2 «щеки». Последние соединены между собой болтами. Крюк опирается на траверсу и, через шарикоподшипник, устанавливается на блоках. Крюк начинает вращаться относительно «щек» и подвески. Подшипник размещен с учетом того, чтобы внутрь него не проникла влага и пыль. Важный момент: подвеска с 2 осями может вращаться вокруг вертикальной оси. Безопасность такого маневра обеспечивает специальный замок.
  • Трехосные – по сути, они представляют собой двухосную подвеску, которая дополняется еще одной обоймой, состоящей из 2х «щек». Присоединяется она с использованием «пальца» и «серьги».

Размер крюковой подвески
Другой немаловажный параметр, который следует учесть при выборе подвески, это ее размер. Выделяют 2 вида:

Нормальные подвески – в их конструкцию входят несколько блоков (обводных или блоков полиспаста) и подшипники для вращения. Грузовой крюк фиксируется с помощью гайки.

Щеки, которые фиксируют траверсу, изготавливаются из листовой стали. Если крюковая подвеска рассчитана более чем на 3 тонны, то крюк соединяется с траверсой за счет шарикоподшипника.

Укороченные подвески – их главное отличие от нормальных – в расположении блоков полиспаста: они размещаются на одной оси с траверсой. Крюковые подвески меньшей длины не оснащаются «щеками», что позволяет использовать такую оснастку в помещениях, где есть существенные ограничения по высоте, например, на складах и производствах. Укороченные подвески могут оснащаться только четным числом блоков.

Loading...Loading...