Презентация артикуляционная гимнастика по сказке колобок. Артикуляционная сказка «Как колобок готовился к Новому году

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

(подборка)

Учитель-логопед:

Волкова С.В.

М.В. Малец

«Веселый лягушонок»

Упражнение «Улыбка»

Зубы сомкнуты.

Губы в улыбке. Верхние

и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка,

Тянем к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет

Добывать себе обед

Приходилось самому.

Было нелегко ему.

Пищу сам он добывал,

Еще до свету вставал

И под кочкой у листочка

Язычок свой разминал:

Чтоб комариков достать,

Должен он подвижным стать.

Упражнение «Блинчик»

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя -

Пя-пя-пя -

Язык - лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

Упражнение «Иголочка»

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

Расслабляться надоело!

Напряжемся до предела!

Язычок теперь - «иголка»,

Хоть и острый, но не колкий!

А теперь без сожаленья

Чередуем упражненья:

«Блинчик» - острая «иголка» -

Расслабленье - напряженье.

Упражнение «Часики»

Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.

«Часики» - «тик-так, тик-так!»

Постарайся, сделай так:

Язык - «иголка», улыбнись,

Губ уголков «иглой» коснись.

Словно маятник язык:

Тик-тик! Тик-тик!

Тик-тик! Тик-тик!

Упражнение « Чистим зубки»

Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом - по нижним зубам, слева направо и обратно.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Полюбуйся, посмотри.

Зубки нижние снаружи

Чисто чистит он затем.

Справа - влево, слева - вправо,

Помнить нужно это всем:

Челюсть нижняя на месте!

«Чистим зубки» с ним мы вместе!

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил,

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Болтушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

Лягушонок очень мил,

Сам себя он похвалил:

«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

Сам комариков ловил!

Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

У меня хватило сил!

Язычок широкий, плоский,

Словно блинчик или доски,

Чашечкой я завернул,

К носу язычок тянул.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслажденьем:

«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья -

Занимайся каждый день.

Прочь тогда прогонишь лень!

Если прочь прогонишь лень,

Сытым будешь каждый день!

Л.Тимощук

«Аня»

[а]

Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так.

(уппр. «Улыбочка»)

Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так.

(упр. «Дудочка», нахмурить брови)

Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбка»)

Мы тоже любим играть с нашими язычками в «Прятки».

(упр. «Прятки» 3-4 раза)

Л.Тимощук

«Маленькая горошинка»

[х-х`]

Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту. «Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза ). «Положите» горошину на кончик высунутого языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать под счет до 10 ). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком (загибая его сильно вверх ), потто снова на кончик языка (4-5 раз ).

Л.Тимощук

«Веселый Волк»

[у]

Материал: игрушка волка, картинки артикуляционных упражнений

«Лопатка», «Иголочка», «Улыбочка», «Дудочка».

(располагает на наборном полотне четыре картинки для артикуляционных упражнений)

Сегодня к нам в гости пришел Волк и увидел выставку картинок. Посмотрите на них внимательно.

Только Волк отвернулся,

(вместе с педагогом дети опускают голову на руки, сложенные на столе)

как одна картинка пропала (убирает одну из картинок ). Какой картинки не стало?

Правильно «Улыбочки». Давайте улыбнемся и не будем грустить.

(упр. «Улыбочка»)

Волк задумался,

Пропала еще одна картинка. Какая?

Правильно, «Дудочка». Давайте ее изобразим.

(упр. «Дудочка»)

Волк опять задумался,

(дети опускают голову на сложенные руки)

И опять картинка пропала. Какой картинки не стало? Правильно «Лопаточки». Давайте ее покажем.

(упр. «Лопаточка»)

Что же происходит, Волк задумался.

(дети опускают голову на сложенные руки)

И снова картинка исчезла. Какой картинки не стало? Правильно «Иголочка»

(упр. «Иголочка»)

Расстроился Волк. Давайте успокоим его. Будем показывать ему пропавшие упражнения.

Вспомните, какая картинка исчезла первой? («Улыбочка»)

(упр. «Улыбочка» и появляется картинка)

Какая картинка исчезла второй?

(«Дудочка» )

(упр. «Дудочка» и появляется картика)

Какая картинка исчезла третьей? («Лопаточка» )

(упр. «Лопаточка» , появляется картинка)

А какая картинка исчезла четвертой? («Иголочка» )

(упр. «Иголочка», появляется картинка)

Очень хорошо! Волку очень понравилось, как вы умеете делать эти упражнения.

Л.Тимощук

«Путешествие по реке»

[ы]

Материал и оборудование: игрушки – котенок, утка, слоненок; «корабль» -

Ряды стульев.

Представьте, что мы сидим на берегу и ждем корабль.

Вот к реке подошел котенок (показывает игрушку ) и начал лакать воду. Как он лакает?

(чередование упражнений «Лопаточка» - «Чашечка»)

Мимо проплыла уточка (показывает ).

(упр. «Утиный клювик»)

По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка (показывает ). Он, подойдя к реке, начал набирать воду хоботом.

(упр. «Хоботок» с сильным вдохом)

Мы забыли сделать очень важную вещь – купить билеты на корабль.

Чтобы их купить, надо назвать слово, которое начинается со звука [о].

(Дети, которые произносят слова с заданным звуком, получают билеты. Если не все выполнили задание, педагог предлагает вспомнить слова, начинающиеся со звуков[у],[и], и вручает билеты)

Л.Тимощук

«Рассказ о том,

как Ветерок побывал в цирке»

[а, и, у]

1. Ветерок зашел в цирк, удобно сел в кресло и расслабился.

(упр. «Лопаточка»)

Вот на арене появился жираф с длинной – предлинной, тонкой – претонкой шеей.

(упр. «Иголочка»)

Жираф исполнял такие забавные номера, что Ветерок стал улыбаться, вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но больше всего понравился Ветерку слоненок с длинным носом.

(упр. «Хоботок»)

2. Вдруг на арене цирк появился аквариум, а в нем большая рыба. Она смотрела на всех выпученными глазами и беззвучно разговаривала. Рыба открыла рот вот так

(открыть рот упр. «Домик открывается»)

И Ветерок понял, что она произносит звук … (Д ети: [а] )

Потом рыба вытянула губы вперед в виде трубочки и беззвучно сказала… (Дети: [у] ).

(упр. «Трубочка»)

Затем рыба как бы пропела два звука (педагог артикулирует [ау] ). Повторите эти звуки.

(чередование упражнений «Домик открывается» - «Трубочка»)

3. После рыбы выступал медведь. Он катался на самокате и пел песни.

Ветерку так понравилась песня медведя, что он стал подпевать ему. Давайте и мы подпоем. (Дети подпевают концовки )

Быстро еду, еду, еду. – У-у-у, у-у-у.

Вас порадовать хочу. – У-у-у, у-у-у.

И на быстром самокате

Кого хочешь прокачу. – У-у-у, у-у-у.

Л.Тимощук

«Как Маша

ходила к зубному врачу»

[м-м`]

Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы. Врач просит: «Открой, пожалуйста, рот». Но Маша испугалась. Стиснула губы плотно – плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша.

(плотно сомкнуть губы)

Врач стал уговаривать Машу не боятся. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка.

(упр. «Зайчик» или «Шторки»)

«Я хочу видеть все твои зубы», - говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала. Покажите, что она сделала.

(упр. «Лягушка» или «Шторки»)

Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно, как часы тикают: тик – так. Как тикают часы?

(упр. «Часики»)

Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: «Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?»

Маша ответила: «Хочу, я их очень люблю». И улыбнулась. Покажите, как?

(упр. «Улыбочка»)

Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами.

Л.Тимощук

«Песик Пулька»

[п-п`]

Это случилось в день рождения петушка Пети, на которое он пригласил своего друга песика Пульку.

Песик Пулька лежал на полу и думал, что подарить Пете.

(упр. «Лопаточка»)

Мимо пролетал попугай Паша.

(упр. «Качели»)

Попугай Паша был забиякой. Ему захотелось клюнуть песика, который показался Паше спящим. Но в это время Пулька потянулся и стал лизать свою гладкую шерстку.

(вытягивание широкого языка. Движения широким языком, имитирующие лизание)

Упрямый попугай подлетел к песику. Но Пулька подпрыгнул и поймал попугая за хвост.

(губы обхватывают широкий кончик языка)

Попугай Паша испугался и стал выдергивать свой хвост из лап Пульки.

(язык пытается освободиться, губы его удерживают)

Наконец это ему удалось. Но у Пульки осталось в лапах одно легкое перышко. Обрадованный песик стал с ним играть.

(упражнение на поддувание)

Л.Тимощук

«Ворона»

[в-в`]

В гости к нам прилетела птица. Отгадайте, какая?

«Кар-кар, я летала, кар-кар, я устала

Кар-кар, посижу, кар-кар, отдохну»

Эта птица всем знакома.

Называется… (ворона)

Однажды наша ворона сидела на высоком заборе.

(упр. «Заборчик», следить, чтобы губы детей были в улыбке)

Вдруг она увидела, что во дворе появился мальчик с лопаткой в руке и направился к забору. Там он начал что-то строить.

(упр. «Лопатка»)

Забор был высокий, и вороне плохо видно, что делает мальчик. Она слетела с забора, подлетела поближе и спряталась в сугроб.

(упр. «Прятки»: язык находится за нижними зубами 5-7 сек.)

Любопытно вороне: что делает мальчик? Чтобы лучше видеть, она вытянула шею и вся выгнулась.

(упр. «Сердитая кошечка»: спинка языка приподнята 5-7 сек)

Ничего вороне не видно. Высунула она голову из-за сугроба. Ничего не поймет.

(кончик языка положить на нижнюю губу 5-7 сек.)

Тем временем мальчик закончил свою работу – строительство снежной крепости и ушел домой. «Ну вот, проворонила», - подумала ворона и снова взлетела на забор.

(упр. «Заборчик»)

Л.Тимощук

«Дятел»

[д-д`]

Однажды Дятел вылетел из своего родного леса и полетел в деревню к друзьям. Внизу он увидел быстро мчащуюся электричку. Ее колеса стучали по рельсам. Вот так: «Д-д-д».

(упр. «Дятел»)

Потом Дятел увидел лошадку. Она быстро бежала по дороге, цокая копытами.

(упр. «Лошадка»)

Дятел не мог двигаться так же быстро, как электричка и лошадка. Зато он умел лечить больные деревья, доставая из-под коры жучков и гусениц. Сядет Дятел на дерево и стучит: «Д-д-д». Как он стучит?

(упр. «Дятел»)

Дятел подлетел к дому своих друзей Димы и Даши и заглянул в окно. Дятла уже ждали в гости.

(упр. «Окошко»)

Дима играл на дудочке.

(упр. «Трубочка»)

А Даша накрывала на стол: поставила самовар,

(упр. «Самовар» или «Паровозик»)

чашки,

(упр. «Чашечка»)

и вкусное клубничное варенье.

(упр. «Вкусное варенье»)

Дятел стал стучаться в окно: «Д-д-д». Постучите и вы как Дятел.

(упр. «Дятел»)

Ребята очень обрадовались, когда увидели Дятла и широко улыбнулись.

(упр. «Улыбка»)

Л.Тимощук

«Колобок»

[к-к`]

Испекла бабушка Колобок и положила его на окошко.

(упр. «Окошко»)

Он был такой горячий, что тронешь его – обожжешься. Стал Колобок по подоконнику кататься – остужаться.

(упр. «Катание шарика» или «Хомяк»)

Вдруг видит Колобок – крадется к нему кошечка, и решил он от нее спрятаться.

(упр. «Прятки» 5-6 раз)

Подкралась кошечка поближе и лапкой – цап! – а Колобок-то горячий. Обожгла кошечка лапку и очень рассердилась.

(упр. «Кошечка сердится» 4-5 раз)

Колобок испугался и покатился куда глаза глядят.

Катится Колобок, а навстречу ему заяц скачет.

(упр. «Зайчик»)

Колобок спел ему свою песенку и покатился дальше.

Катится Колобок, а навстречу ему скачет по дорожке Лягушка – квакушка. Подружились они. И Колобок покатился дальше.

(упр. «Лягушка»)

(упр. «Прятки»)

Так Колобок познакомился со своими новыми друзьями. Теперь ему не будет скучно.

Л.Тимощук

«Гена и его щенок»

[г-г`]

У Гены есть щенок, породы бульдог.

(упр. «Бульдог» , «Прятки»)

Щенок любит лакать молоко. Вот так.

(чередование упр. «Лопаточка» - «Чашечка»)

Однажды он так забрызгал молоком свою будку, что Гене пришлось ее отмывать.

(кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята, достает нёбо. Спинка языка движется вдоль нёба вперед - назад)

Во двор Гены забежала кошка. Стоит кошка озирается по сторонам.

(упр. «Часики»)

А щенок тут как тут, звонко залаял. Кошка испугалась, выгнула спину дугой – вот так.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Потом она убежала. Довольный щенок улегся отдыхать.

(упр. «Блинчик»)

Л.Тимощук

«Саша»

[с-с`]

С само утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается.

(упр. «Улыбка»)

Ему подарили велосипед, и он собрался на нем покататься. Выходя из дома, Саша увидел огромного бульдога.

(упр. «Бульдог»)

Испугался Саша и спрятался за дверь.

(упр. «Прятки»)

Саша выглянул из-за двери. Пес не уходит, сидит у самой двери.

(упр. «Чашечка»)

Саша снова спрятался.

(упр. «Прятки»)

Стоит Саша за дверью и думает: «Не буду я больше бояться собаки». Только так подумал, смотрит, а собаки-то нет, убежала

Вышел Саша на улицу, сел на велосипед и стал кататься по кругу в одну сторону.

(круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт, а затем в другую сторону)

Саша катался, а веселый ветерок обдувал его во время езды.

(упр. «Желобок»)

Хорошо кататься на велосипеде!

Л.Тимощук

«Маленький Зайчик»

[з-з`]

В холодный зимний вечер Маленький Зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

(упр. «Лопаточка»)

Вдруг подул ветерок и голые веточки на кустиках задрожали.

(упр. «Желобок»)

Зайчик испугался и спрятался за пенек. Выглянет из-за пенька и опять спрячется.

(упр. «Прятки»)

А ветерок все дует, шевелит веточками на кустах.

(упр. «Желобок»)

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться: это всего-навсего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся

(упр. «Улыбка»)

и побежал кататься на горке.

(упр. «Горка»)

Л.Тимощук

«Цветок»

[ц]

Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой.

(упр. «Иголочка»)

Через несколько дней на стебельке появился бутон.

(упр. «Трубочка»)

Бутон становился все больше и стал раскрываться.

(плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами)

И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок. Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!»

(вдох носом, выдох ртом)

Л.Тимощук

«Котенок»

Котенок лежал на подоконнике и задремал. Ему снилась птичка, которая часто прилетала к окну.

(упр. «Окошко»)

Он улыбался своей подружке – птичке.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг котенок услышал за окном какой-то шум. Он выглянул в окно и увидел, что на его знакомую птичку громко лает большая собака. Маленький котенок не испугался собаки, он зашипел, выгнул спинку. Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком.

(упр. «Трубочка»)

Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес.

(упр. «Лопаточка»)

Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее.

(упр. «Чашечка»)

Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие.

(упр. «Трубочка»)

В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло.

Он только что появился на свет и с интересом все разглядывал. Посмотрел вверх

(упр. «Чашечка»)

и увидел большой гриб на тонкой ножке.

(упр. «Грибок»)

Прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землей. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз. Здорово! Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз.

(упр. «Качели» 5-6 раз)

Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку. А песенка у него была очень красивой: «Ч-ч-ч-ч». И разлетелась песенка по всему лесу.

Л.Тимощук

«Волшебный сундук»

[ж]

Женин папа работает в цирке фокусником. Однажды папа взял Женю на работу и оставил в своей комнате, где стоял сундук. (выставляет коробку ).

Приоткрыл Женя крышку сундука (приоткрывает коробку ) и увидел улыбающуюся лягушку.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг лягушка как прыгнет. Женя быстро захлопнул крышку (закрывает коробку ). Но так хочется посмотреть Жене на лягушку еще раз. Открыл сундук… (открывает коробку ), а там слоненок. Сидит и тянет к Жене свой хоботок.

(упр. «Хоботок»)

Понял Женя, что это волшебный сундук. Весело ему стало: то откроет сундук, то закроет…

(чередование упр. «Улыбочка» - «Хоботок»)

В папиной комнате стоял старинный шкаф. Женя заглянул в него и увидел на верхней полке обезьяну.

(упр. «Обезьяна»)

Обезьяна спрыгнула на нижнюю полку, а потом опять наверх полезла.

(упр. «Качели»)

Осторожно прикрыл Женя дверцу шкафа. «Наверное, она репетирует свой номер», - подумал мальчик.

В углу комнаты Женя заметил большого паука. Паук качался в паутине как в гамаке.

(педагог и дети показывают широкий кончик языка, затем убирают язык; повторить упражнение несколько раз)

Паук увидел мальчика и забеспокоился. Стал бегать по потолку.

(упр. «Маляр»)

Женя с интересом наблюдал за пауком, но тут пришел папа и повел Женю домой.

Н.А. Лукина

«Планета»

Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автомамизация звуков).

Н.А. Лукина

«Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт - покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д -д-д-д!).

Артикуляционная гимнастика: сказка про язычок 1. Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок Забыв про лень. 2. Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. (Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 3. Расстелил половичок На крылечке язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 4 Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – В гости к тетушке пора! (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».) 5. Тетушка Щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…») 6. На лошадке, по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок. А с горы стрелой несется: Цок, цок, цок, цок, цок. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.) 7. Тетушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная – Просто объеденье – Ням-ням-ням-ням. (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.) 8. Под окошком – блл, блл, блл – Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься язычку «Блл, бллл!» - предлагают. (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.) 9. Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!» (Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.) 10. Дайте язычку дуду И еще пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: «Садитесь, комарики!» (Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.) 11. Вот интересная игра – Воздушный Колобок. Из щечки в щечку покатать Его не каждый мог! (Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.) 12. Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Брррр – брррр – бррррр…. (Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.) 13. Ох, устал наш язычок, Лег в кроватку на бочок: Пя-пя-пя-пя-пя-пя… Отдыхаем все, друзья! (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.) (Е.С. Анищенкова)

Название:
Номинация: Детский сад, методические разработки, презентации, Средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Должность: логопед-дефектолог, специальный психолог
Место работы: ДОЦ
Месторасположение: Краснодарский край, г. Краснодар

Презентация
«Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году»

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков – всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.





Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Татьяна Свержинская
Артикуляционная гимнастика на основе сказки «Колобок»

Комплекс

артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Р, РЬ, Л, ЛЬ)

на основе русской народной сказки «Колобок»

Повторение сюжета сказки по иллюстрациям.

Цель: развивать связную речь, восприятие, эстетический вкус.

Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические указания: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Я - фокусник, и фокусы

Показываю ловко.

Подбрасываю крокусы,

Тарелки и морковку.

Ты правильно выполнил упражнение, и бабка поняла, что ей для начала надо пойти в амбар и «по сусекам поскрести».

Упражнение «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным, лежащим на нижней губе.

Методические указания: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Зимой у лопаты Не было дела,

От грусти

Она заржавела.

Весной огород

Она стала копать,

И заблестела

Ты правильно выполнил упражнение, бабка радуется – она нашла лопату и набрала ведерко муки.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении

Пока бабка месит тесто, дед хочет её повеселить игрой на гармошке.

Но дед не умеет играть. Научи деда, выполни упражнение «Гармошка».

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть на гармошке.

Упражнение «Барабан»

Цель:отрабатывать подвижность языка в верхнем положении

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Бабка достаёт из печи колобка. Дед от радости хочет издать на барабанную дробь. Да не умеет барабанить. Покажи деду, как играть на барабане.

Выполни упражнение «Барабан».

Стихотворное сопровождение упражнения:

Барабаню в барабан,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам.

Очень громко, знаю сам,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть и на барабане.

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Контролировать:

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

2. Кончик языка доходит до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Положила бабка Колобка на подоконник, чтобы он остыл. А Колобок не хочет остывать, а хочет путешествовать.

Спрыгнул он с подоконника,

покатился по дорожке и

уткнулся в забор.

Выпусти Колобка со двора.

Поработай маляром. Нарисуй

калитку - выполни упражнение

«Маляр» .

Стихотворное сопровождение упражнения:

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперёд-назад,

Наш маляр работе рад!

Ты правильно выполнил упражнение. Маляр нарисовал калитку, и Колобок через неё вышел на улицу.

Упражнение «Комарик»

Цель:вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Методические указания: просим ребёнка улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, длительно, не отрывисто, а протяжно (в течении 10-15 секунд) произнести звук «ЗЗЗ».

Если у ребёнка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью.

Встретился на пути Колобка Зайчик. Хочет Зайчик Колобка съесть.

Помоги Колобку укатиться от Зайчика. Выполни упражнение «Комарик». Комарик прилетит и прогонит Зайчика.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик. (К. Чуковский)

Ты правильно выполнил упражнение и комарик прогнал Зайчика. А Колобок покатился дальше.

Упражнение «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку, отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Методические рекомендации : Просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Караулит Колобка на лесной

тропинке Волк. Тоже хочет Колобка скушать

Создай укрытие для Колобка.

Выполни упражнение «Грибок».

За ним Колобок и спрячется от Волка

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Ты правильно выполнил упражнение, и Колобок спрятался от Волка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка

Методические указания: просим ребенка открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Голодный медведь раздумывает, съесть ему Колобка, или нет

Выполни упражнение «Вкусное варенье», угости медведя.

Медведь оставит Колобка и займется вкусным вареньем.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Мамы любят есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.

Ты правильно выполнил упражнение и Медведь ест варенье.

}

Loading...Loading...