Восстание маккавеев. Восстание маккавеев Братья маккавеи

(продолжение)

2. Маккавеи

(о религиозном гонении Антиоха Эпифана, ставшем причиной восстания Маккавеев, - см. в статье "Иудея в эпоху эллинизма ")

Священник Маттафия и Иуда Маккавей

В числе бежавших из Иерусалима верных Богу, находился: священник Маттафия, происходивший от знатного рода Хасмонеев. Он с пятью сыновьями удалился в Модаим, маленький город на западе от Иерусалима. Городское начальство велело совершать жертву на языческом жертвеннике; он твердо отказался; когда другой иудей подошел принести жертву, Маттафия убил его , разрушил жертвенник и бежал с сыновьями в пустыню, призывая всех верных Богу следовать за ним. Скоро собралось к нему много людей. Но в субботу, когда иудеи по заповеди закона не могли сражаться, сирийцы напали на них и убили до тысячи человек. По предложение своего вождя, возвысившегося духом над буквою закона, уцелевшие сподвижники его постановили решение защищать свою жизнь и в день субботний. Скоро восстание распространилось по всей иудеи: народ разрушал языческие жертвенники, и во многих местностях прогнал отступивших от веры. Число воинов Божиих возрастало с каждым днем. По смерти Маттафии вождем их стал третий из его сыновей, Иуда, названный Маккавеем («молотом»), – человек, одушевленный твердым упованием на Бога; его энтузиазм увлек много людей, до той поры не решавшихся взяться за оружие. Сирийский полководец Аполлоний, вступивший из Самарии в Иудею, был разбит Иудою и сам пал в битве; Иуда взял и с той поры носил его меч. Страшно разгневанный поражением сирийского отряда, Антиох послал большое войско истребить непокорных. Оно стало на холме близ Эмауса; с ним пришли финикийские торговцы рабами, чтоб покупать пленных. Многие иудеи из страха присоединились к сирийцам. Но как ни велика была опасность, воины Иеговы не пали духом. В Массифе, древнем священном городе, они испросили себе постом, молитвою и покаянием помощь Господа; Иуда повел их на врагов; сирийцы перед тем послали отряд в горы искать иудейских инсургентов; Иуда быстрым нападением разбил главное войско, сжег его стан, и во второй битве поразил ходивший в горы отряд. Сирийцы были прогнаны к морю; иудеи взяли громадную добычу. Велика была слава Иуды Маккавея. В следующем году Лисий, родственник царя, пришел отмстить за эти поражения; сила войска его простиралась, говорят, до 60,000 человек пехоты и 5000 конницы. Он вступил в южную Иудею: но у Вефсура, близ Хеврона, был разбит Иудою, у которого число воинов было в шесть раз меньше. Враги бежали. Иуда вступил в Иерусалим, очистил храм, двор которого порос травою и кустарником. Древнее служение Иегове было восстановлено. На месте оскверненного жертвенника был сооружен новый из неотесанных камней, привезенных из разных мест Иудеи .

Успехи иудеев возбудили зависть и опасение в соседних языческих народах. Аммонитяне, жившие за Иорданом, соединились с арабскими племенами и стали сильно теснить галаадских иудеев, а на галилейских нападали враги с приморья. Иуда пошел за Иордан, избавил от нападения галаадских иудеев, а брат его Симон – галилейских. Многие семейства, не хотевшие жить между неприязненных соседей, переселились в Иудею. Эта область, защищенная горами и укреплениями, стала твердынею священной войны.

Гибель Иуды Маккавея

В следующем году Антиох Эпифан внезапно умер на походе против парфян, которых думал покорить. Ему наследовал девятилетний сын, Антиох V Эвпатор , до совершеннолетия которого государством должен был править Филипп. Но Лисий, в чьей власти находился ребенок‑царь, тоже захотел стать правителем государства; желая кончить войну с иудеями раньше, нежели Филипп возвратится в Антиохию, он снова пошел в Иудею с громадным войском. Иуда и его храбрые сподвижники вступили в битву, сражались геройски; младший брат Иуды, Элеазар, пожертвовал жизнью, чтоб убить слона, на котором, как полагал он, сидит молодой царь; все осталось напрасно: иудеи были подавлены многочисленностью врагов; победители осадили гору Храма, которую Иуда обвел укреплениями. Скоро и осажденные и осаждающие стали терпеть недостаток в съестных припасах: услышав, что Филипп пришел в Антиохию, Лисий желал поскорее прекратить войну и заключил мир: иудеи сдали гору Храма сирийцам, Лисий предоставил им свободу богослужения и обещал царское покровительство Храму. Вернувшись в Сирию, Лисий победил Филиппа, но не достиг цели своего честолюбия: сын Селевка Филопатора, Димитрий, живший заложником в Риме, приехал в Антиохию; сирийцы встретили его с восторгом и провозгласили царем; он велел убить и своего двоюродного брата, Эвпатора, и Лисия, правившего государством от имени ребенка. Партия иудеев, расположенная к греческим обычаям, желала стать в хорошие отношения с новым царем; её главою был первосвященник Алким (Элиаким), преемник Менелая, убитого по приказанию Лисия; он надеялся при покровительстве царя удержаться на своем месте; это казалось тем возможнее, что он был из священнического рода. Многие усердные приверженцы старины были удовлетворены данною им свободою богослужения и держали себя тем покорнее, что царский уполномоченный, приехавший в Иерусалим для восстановления порядка, казнил, по согласию с Алкимом, шестьдесят горячих хасидеев. Но Иуда и его братья отвергали обманчивый мир, не признавали нового первосвященника, возбуждали народ противиться отступникам, принявшим греческие обычаи. По просьбе Алкима, сирийский царь велел своему полководцу Никанору занять Иерусалим и гору Храма. Но Иуда и его приверженцы не положили оружия. Никанор пошел подавить их; они одержали над ним победу на том месте, где выиграли первую битву [март 161 г.]. Никанор был убит, войско его было рассеяно. Первосвященник бежал в Антиохию. Но в следующем году пришел к Иерусалиму с новым войском Бакхид. Иуда повел в битву своих малочисленных воинов; сражение произошло при Элеасе; иудеи целый день мужественно бились; но их бесстрашный вождь был убит, и они обратились в бегство. Ионафан и Симон успели унести тело брата. Алким, под охраною сирийцев, возвратился с торжеством в Иерусалим. И «настала великая скорбь» во всем Израиле. Приверженцы Маккавеев подверглись преследованию; жизнь каждого верного служителя Иеговы находилась в опасности.

Ионафан Маккавей

Скоро был убит и старший из братьев Иуды, Иоанн, в сражении с арабами, напавшими на иудеев за Иорданом. Но младший из Маккавеев, Ионафан, избранный вождем войска, отмстил за его смерть и, заняв укрепление в южной части пустыни, делал удачные набеги на врагов. Через несколько времени Алким умер внезапною смертью; тогда Бакхид, утомленный войною и теснимый Ионафаном, заключил мир и ушел с своим войском. Только в цитадели Иерусалима остался сирийский гарнизон, которому были даны иудеями заложники. Так кончилась война. Ионафан поселился в Михмасе, стал править Иудеею и искоренять в ней языческое богослужение.

В таком положении были иудейские деда, когда Александр Балас, выдававший себя за сына Антиоха Эпифана, поднял, при помощи египтян, восстание против Димитрия и овладел Птолемаидою; Римляне, заключившие раньше того союз с иудеями и не признавшие Димитрия законным царем Сирии, покровительствовали Александру. Оба соперника старались приобрести помощь иудеев, один перед другим давали им обещания своих милостей. Ионафан хорошо сумел воспользоваться этими обстоятельствами. Он заключил союз с Александром, который прислал ему пурпурную мантию и золотой венец, назначил его первосвященником и назвал своим другом. Димитрий был убит в сражении , Александр овладел всею Сириею и продолжал быть очень благосклонным к Ионафану, при своей женитьбе на дочери Птолемея Филопатора, пригласил его в Птолемаиду на торжество свадьбы и на этом великолепном празднике оказывал ему при всем народе большой почет, дал ему сан военачальника и князя. Через шесть лет после того, как Александр овладел царством, Димитрий Никатор, старший сын убитого им царя Димитрия, бежавший при смерти отца в Крит, высадился на финикийском берегу , и приобрел столько сторонников, что Александр должен был бежать из своей столицы, Птолемаиды, в северную часть государства. Но Ионафан остался верен ему, в упорном сражении разбил войско Димитрия, овладел Ашдодом и Аскалоном, разрушил там все языческие святилища и в том числе ашдодский храм Дагона. В благодарность за верность, Александр отдал ему округ филистимского города Экрона. Но египетский царь прислал помощь Димитрию, Александр бежал в Аравию и был там вероломно убит . Иудее грозили опасности; но Ионафан, такой же искусный дипломат, как и храбрый воин, сумел отвратить их. Он отправил к Димитрию посольство с богатыми подарками; Димитрий утвердил его в сане первосвященника, предоставил ему управление Иудеею и получение всех доходов страны, с обязанностью платить 300 талантов дани в царскую казну. Таким образом, Ионафан сохранил свое владычество над Иудеею и упрочил его во время начавшихся в Сирии новых междоусобий, а брат его Симон правил приморьем.

Приобретения Ионатана Маккавея (выделены сиреневым цветом)

Желая упрочить свое положение новыми союзами, Ионафан отправил посольства к римлянам и спартанцам (так, по крайней мере, говорится в 1‑ой книге Маккавейской), но сирийцы коварно взяли его в плен вместе с сыновьями и с отрядом, состоявшим из 1.000 человек, и убили всех их . Это сделал хитрый сириец Трифон, хотевший возвести на престол юношу, сына Александра Баласа, чтобы править его именем. При всей своей осторожности, Ионафан дался в обман Трифону. Вскоре после того Трифон убил и юношу, чьим слугою называл себя .

Симон Маккавей

По смерти Ионафана, иудеи выбрали своим начальником Симона, единственного оставшегося в живых брата Иуды. Это был человек осторожный; он вступил в переговоры с Димитрием, получил от него утверждение в сане первосвященника и титул царского друга. Сделавшись правителем Иудеи, Симон успел овладеть теми крепостями, который еще оставались в руках приверженцев язычества; в 144 году, он вынудил голодом сдаться гарнизон иерусалимской цитадели. Теперь можно было считать дело освобождения Иудеи законченным. Симон овладел и Газою, овладел портовым городом Иоппою (Иоппиею). Со стороны сирийского царства не угрожали иудейскому народу серьезный опасности: оно было совершенно расстроено, и царь (Димитрий) находился в плену у парфян. Симон в продолжение нескольких лет спокойно правил страною с властью первосвященника и князя; его правление было мудрое и справедливое; он повсюду восстановил национальное богослужение, заботился о благе и безопасности народа. Он чеканил монету с своим именем. – Через несколько времени брат пленного царя, Антиох VII , принудил узурпатора Трифона бежать и стал царем. Трифон соединился с морскими разбойниками, господствовавшими тогда у сирийского берега, потом был убит в своем родном городе, Апамее. – Антиох потребовал, чтобы Симон платил дань, от которой он был освобожден Димитрием. Симон не согласился, и Антиох пошел войною на Иудею . Сын Симона Иоанн, посланный отцом против сирийцев, разбил их у Ашдода. Свобода иудеи была теперь упрочена. Собрание народа иудейского дало Симону титул первосвященника и князя, предоставило ему право назначать всех сановников и поручило навсегда управление храмом. Грамота об этом постановлении народа была положена на сохранение в храме. Симон вступил в союз с Римом, покровительствовал земледелию и торговле, соблюдал справедливость и богобоязненность.

Симон поставил в своём родном городе Модеиме памятники отцу и четырем братьям, убитым в борьбе за свободу отечества; это были каменные пирамиды, такие высокие, что их было видно с моря. Он и монеты его, красиво отчеканенные, свидетельствуют, что искусства не были чужды иудейскому народу «в годы освобождения Сиона». Симон заботился о благе народа, и покоилась земля иудейская во все дни Симона; иудеи спокойно возделывали землю свою, и земля давала произведения свои, и деревья в полях давали плод мой. Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши облекались в пышные и воинские одежды. Городам доставлял он съестные припасы и делал их местами укрепленными, так что славное имя его произносилось до конца земли. Он восстановил мир в стране, и радовался Израиль великою радостью. И сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею, и никто не страшил их. И не осталось никого на земле, кто воевал бы против них, и цари смирились в те дни. Он подкреплял всех бедных в народе своем, требовал исполнения закона и истреблял всякого беззаконника и злодея. Он украсил святилище и умножил священную утварь» (I книга Маккавеев, XIV, 4 – 15).

Иоанн Гиркан

Иудеи сравнивали правление Симона Маккавея с царствованием Давида. Но он не скончался спокойно, как Давид. Зять его, Птолемей, которого назначил он правителем иерихонской равнины, хотел захватить власть, пригласил Симона и его сыновей Маттафию и Иуду на пир и убил их. Но преступление не принесло пользы злодею. Сын Симона Маккавея Иоанн Гиркан умертвил убийц, посланных Птолемеем, принял власть в Иерусалиме, стал первосвященником и князем, осадил и после долгой осады взял Иерихон. Осада длилась, как говорит Иосиф, много времени потому, что каждый раз, когда Гиркан подступал к городу, Птолемей приказывал выводить на стену и мучить мать и братьев его, и грозил сбросить их со стены, если он не отойдет. Мать Гиркана просила сына не обращать внимания на угрозы, говорила, что охотно умрет для того, чтобы злодей получил заслуженное наказание; но сын, видя мучения матери, каждый раз отступал от стен. Убив мать и двух братьев Гиркана, Птолемей бежал за Иордан. Новый правитель иудеи заключил с царем сирийским (Антиохом) договор, по которому обязался платить дань и помогать Антиоху войском, за это был утвержден царем в отцовском сане. Дань была не обременительная. Взяв сокровища из гробницы Давида, Гиркан набрал в службу наемников и с этим войском довершил освобождение страны, даже расширил границы своего государства: покорил Самарию и Галилею, разрушил храм на горе Гаризиме, служение в котором было, по понятиям иудеев, беззаконием, принудил идумеев (эдомитян) или принять иудейский закон и обрезаться, или покинуть родину.

Антиох был убит в войне с парфянами . Брат его Димитрий, отпущенный парфянами из плена, снова стал царем . Для ограждения себя от опасности со стороны возвратившегося Димитрия, Иоанн вступил в союз с римлянами, и они, по своей неизменной политической системе, охраняли маленькое иудейское государство, пока рассудили, что пришло время присоединить его к своим владениям вместе с более обширным государством, от которого они охраняли его.

Благодаря союзу Иоанна Гиркана с римлянами, иудейский народ перед утратою своей независимости прожил несколько времени счастливо. Правление Гиркана, длившееся почти тридцать лет, было периодом мира и благосостояния; иудеи пользовались независимостью, никто не мешал им жить по их законам. Спокойствие их теократического государства нарушалось только взаимною враждою партий и раздорами, какие вызываемы были религиозною гордостью иудеев, оскорблявшею самаритян и галилеян.

Будучи 22 лет от роду, Александр Македонский начал войну с Персидским царством. Искусно командуя объединёнными греко-македонскими войсками, он завоевал Малую Азию и победным маршем дошёл до северной Индии. Среди покорённых земель оказалась и территория Израиля, лежавшая на пути завоевания Египта. За 12 лет войны Александр Македонский создал на завоёванных территориях огромную империю. Но долго править ею ему не пришлось: через год после окончания военного похода летом 323 года до н.э. он умер.

Раздел империи

После смерти полководца империя Македонского была разделена между двумя эллинистическими государствами. Территорией Египта правила династия Птолемеев, а остальная часть досталась Селевкидам. Так Эрец Исраэль оказалась на спорной территории между двумя правящими династиями. Затем состоялся раздел, с 301 по 200 год до н.э. был под властью династии Птолемеев, а после, до римского господства – под властью Селевкидов.

«Добрый и злой» правитель

При персидском правлении до завоевания Израиля Александром Македонским, и при его вторжении в Израиль власти относились к евреям благосклонно. Им позволяли вести привычную храмовую службу и жизнь, подчинённую законам Торы. Существует легенда, согласно которой Александр Македонский согласился не облагать налогами автономно живущую Иудею в обмен на присвоение новорожденным мальчикам имени «Александр» (Алекс).

Такое положение сохранялось и при Птолемеях, хотя постепенно протекала эллинизация местного населения. Было введено налогообложение. На земле, где раньше проживали , стали оседать солдаты-завоеватели. Они строили города, внедряли свою культуру и устанавливали статуи Зевса и прочих греческих богов. Некоторым слоям еврейской знати нравилась свобода греческого образа жизни, они с готовностью служили новой власти.

Насильственная политика и гонения на евреев начались при царе Антиохе IV из династии Селевкидов. Были увеличены подати, смещались и назначались первосвященники за большую плату. Было запрещено исполнение законов Торы, обрезание, кашрут и соблюдение . Последним испытанием послужило осквернение Иерусалимского храма, его разграбление и установление статуи Зевса. Избежать массовых волнений в народе Израиля стало уже невозможно.

Народное возмущение и восстание

В поселениях появились вооружённые отряды, сначала стихийные, а затем их возглавил Матитьягу из рода священников Хасмонеев (хашмонаим)*. Только сила его духа, готовность пожертвовать собой за Тору позволила ему собрать разрозненные отряды, объединить их и выиграть сражение. Особо отличились в этом восстании сыновья Матитьягу, которые продолжили борьбу после смерти отца. Все они получили прозвище «Маккавеи»**. Им удалось заново освятить Храм, очистить его от статуй и других предметов языческого культа. В честь этой победы установлен был .

Праздник Ханука в наши дни

Празднование Хануки стало весёлой традицией в народе. В течение 8 дней евреи зажигают свечи в специальных светильниках, которые называются – Ханукия. Большие светильники устанавливаются на площадях многих городов мира. Выпадает этот праздник по григорианскому календарю в холодном декабре. Хотя мне пришлось побывать на таком празднике в Австралии, когда там лето, и праздник становится просто массовым красочным гуляньем в парке.

Маккавейские войны внутри человека

Хасмонеи (Хашмонаим) правили Израилем в постоянных войнах: гражданских (с евреями, принявшими греческие обычаи) и с греческими властями — до установления господства римской империи. Древний Рим прекратил существование Израиля, разрушил окончательно Храм и отправил евреев в изгнание. Прошло две тысячи лет, мы забыли, что вели духовную войну. Восстание Маккавеев — это символ войны против эгоистического подхода, это война высокого духа против культа тела, война древней мудрости Торы против культа языческих богов, война единого народа против изоляции и отдаления друг от друга. Многие из нас уподобились тем евреям, которые с подобострастием служили грекам. Так было в Германии перед мировой войной, так и сейчас во многих странах мира мы поддерживаем антиизраильскую политику.

Гражданские войны продолжаются в каждом человеке. Каждый из нас стоит перед выбором: готов ли он собрать в своём сердце искры любви, чтобы зажечь духовный светильник. Мы должны покончить с враждой и разобщением в нашей среде, чтобы свет нашего единства осветил весь мир. Это путь, указанный каббалой для реализации великой миссии стать «светом для народов» и привести всех к процветанию.

Дора Блюм

*«Хашман» (мн. число «хашмонаим») – это титул, который давали выдающемуся человеку, замечательному своим происхождением, талантами, поведением.

**Макаби (мн.число «Макабим) – это титул сражавшихся за слово Божье, тех, кто написал на своем знамени: Ми камоха баэйлим, Адонай («Кто подобен Тебе в силе, Господь»). Аббревиатура этих слов – Макаби.

Маккавеи [от евр. маккевет , "молот" ].

I. Прозвище «Маккавей» носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии (1 Макк. 2:4). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава – «молот». Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха : «Кто, как Ты, Господи, между богами?»

II 1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, которое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили ⇒ праздник Обновления – Хануку (см. ). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври – членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, – Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее;

2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья – Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135–105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105–104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат – Александр Яннай (в 104–78 гг.). В период правления Александра происходила бурная борьба между фарисеями и саддукеями. Он вступил в брак с Александрой, вдовой Аристобула I, которая после смерти мужа правила в 78–69 гг. до Р.Х. и покровительствовала фарисеям. Между ее сыновьями Гирканом II и Аристобулом II началась борьба за власть. Аристобул в 69–63 гг. обладал политич. властью, в то время как Гиркан был первосвященником. Тогда в борьбу между ними вмешались римляне, и в 63 г. до Р.Х. Помпей захватил Иерусалим. Аристобул был свергнут с престола и доставлен в Рим, Гиркан же в 63–40 гг. оставался первосвященником и одновременно правителем, зависимым, однако, от Рима. Гиркан был слабым человеком, и его приближенному, идумеянину Антипатру, удавалось оказывать на него все большее влияние. Римляне назначили Антипатра прокуратором Иудеи (под властью Гиркана), и он также добился для своих сыновей Фазаила и ⇒ Ирода (Великого) высоких должностей. Антигону, сыну Аристобула II, при поддержке вторгшихся в Палестину парфян удалось воцариться и править в 40–37 гг. Однако римляне уже в 40 г., когда Антипатра и Фазаила не стало, сделали Ирода царем Иудеи. Ирод вступил в брак с Мариамной, внучкой Гиркана II, и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Представители дома Хасмонеев, еще остававшиеся в живых, один за другим пали жертвами его коварных интриг.

III. История Маккавеев отражена в Маккавейских книгах. Первая Книга Маккавейская излагает историю иудеев от вторжения Антиоха Епифана до кончины Симона, т.е. в период 175–135 гг. до Р.Х. Книга сохранилась только в греч. переводе, первонач., однако, она была составлена на др.-евр. или арам. языке и появилась около 100 г. до Р.Х. Вторая Книга Маккавейская была написана около 50 г. до Р.Х. Она представляет собой извлечение из труда Иасона Киринейского (Язона из Кирены), сочинения, состоявшего из пяти книг. Обе книги обычно относят к ⇒ апокрифам . (В православной и католической традициях они причисляются к агиографам – «второ-каноническим» книгам Свящ. Писания – и включены в состав Библии).

I.
Прозвище "Маккавей" носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии (1Мак 2:4) . Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава - "молот". Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха Исх 15:11 : "Кто, как Ты, Господи, между богами?"
II:

1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, к-рое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили см. Праздник Обновления - Хануку (см. Ин 10:22). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври - членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, - Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее;
2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья - Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135-105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105-104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат - Александр Яннай (в 104-78 гг.). В период правления Александра происходила бурная борьба между фарисеями и саддукеями. Он вступил в брак с Александрой, вдовой Аристобула I, к-рая после смерти мужа правила в 78-69 гг. до Р.Х. и покровительствовала фарисеям. Между ее сыновьями Гирканом II и Аристобулом II началась борьба за власть. Аристобул в 69-63 гг. обладал политич. властью, в то время как Гиркан был первосвященником. Тогда в борьбу между ними вмешались римляне, и в 63 г. до Р.Х. Помпей захватил Иерусалим. Аристобул был свергнут с престола и доставлен в Рим, Гиркан же в 63-40 гг. оставался первосвященником и одновременно правителем, зависимым, однако, от Рима. Гиркан был слабым человеком, и его приближенному, идумеянину Антипатру, удавалось оказывать на него все большее влияние. Римляне назначили Антипатра прокуратором Иудеи (под властью Гиркана), и он также добился для своих сыновей Фазаила и см. Ирод а (Великого) высоких должностей. Антигону, сыну Аристобула II, при поддержке вторгшихся в Палестину парфян удалось воцариться и править в 40-37 гг. Однако римляне уже в 40 г., когда Антипатра и Фазаила не стало, сделали Ирода царем Иудеи. Ирод вступил в брак с Мариамной, внучкой Гиркана II, и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Представители дома Хасмонеев, еще остававшиеся в живых, один за другим пали жертвами его коварных интриг.

III.
История Маккавеев отражена в Маккавейских книгах. Первая Книга Маккавейская излагает историю иудеев от вторжения Антиоха Епифана до кончины Симона, т.е. в период 175-135 гг. до Р.Х. Книга сохранилась только в греч. переводе, первонач., однако, она была составлена на др.-евр. или арам. языке и появилась около 100 г. до Р.Х. Вторая Книга Маккавейская была написана около 50 г. до Р.Х. Она представляет собой извлечение из труда Иасона Киринейского (Язона из Кирены), сочинения, состоявшего из пяти книг. Обе книги обычно относят к Апокрифам (см. Апокрифы). (В православной и католической традициях они причисляются к агиографам - "второканоническим" книгам Свящ. Писания - и включены в состав Библии).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Маккавеи" в других словарях:

    МАККАВЕИ, общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 до н. э … Энциклопедический словарь

    Маккавеи - (Maccabees), иудейская династия, основанная Иудой Маккавеем (с арамейского «молот»). В 167 г. до н.э. селевкидский царь Антиох IV разграбил Иерусалимский храм, установил в нем алтарь греч. бога Зевса и запретил евр. религ. обряды. Восстание… … Всемирная история

    См. также: Хасмонеи Восстание Маккавеев Дата 167–160 гг. до н. э. Место Иудея Причина Указы Антиоха, запрещающие еврейские религиозные практики … Википедия

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. кто как Бог) 1) семь братьев, замученных Антиохом Епифаном… … Словарь церковнославянского языка

    Маккавеи - – под этим именем в ветхозаветной истории иудеев известна семья Маттафии Маккавея. Маккавеи доблестно защищали отеческую веру во время гонений Антиоха Епифана. Из правителей Макк. особенно прослав. Иоанн Гиркан и Иуда … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    От евр. makkabi молот (на врагов) первоначально прозвание одного Иуды Маккавея (см.), потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Особенно знамениты: 1) св. мученики 90 летний старец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 до н.э. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, однако впоследствии им стали обозначать всех членов его семьи и их… … Энциклопедия Кольера

    Маккавеи - Хасмонеи иуд. жреч. род; в 142 40 до н.э. правящая династия в Иудее. В 167 до н.э. глава этого рода Маттафия возгл. восстание иуд. крестьян и ремесл. Восстание было направлено против владычества эллинистич. правителей Сирии Селевкидов, к … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Маккавеи - род иудейских царей и верховных жрецов, названный так по прозвищу ее представителя Иуды Маккавея, вождя восстания, вспыхнувшего в ответ на религиозные преследования иудеев Антиохом IV (166 160 до н. э.). После завоевания независимости… … Словарь античности

    Маккавеи - См. «Иудеи» … Словарь библейских имен

Книги

  • Мои прославленные братья Маккавеи , Фаст Говард , Роман "Мои прославленные братья Маккавеи" (1949)в Израиле признан одной из лучших художественных книг об истории еврейского народа. Говард Фаст рассказывает в нем о восстании Иегуды Маккавея… Категория:
Хасмонеи, коллективное имя (наряду с именем Маккавеи) лидеров восстания, начавшегося в 167 г. до н.э. против Селевкидской Сирии: Маттитьяху бен Иоханан Маккавей, Иехуда Маккавей, Шимон Хасмоней, Ионатан Хасмоней и члены их царствующего дома.

Хасмонеи происходили из священнического рода Иехоярив, жившего в Модиине, который находился на границе Иудеи и Самарии.
В 167 г. до н.э. царь Селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершение обрезания и соблюдение субботы. Иерусалимский храм был осквернён и превращён в святилище Зевса Олимпийского.
Эти постановления и последовавшие за ними беспрецедентные в древнем мире религиозные гонения не только не привели к желаемым результатам, но и вызвали вооружённое сопротивление со стороны еврейского населения.
Когда царские эмиссары Антиоха IV прибыли в Модиин, чтобы ввести там языческий культ, Маттитьяху и его сыновья отказались изменить своей вере, и Маттитьяху убил еврея, который согласился принести жертву на воздвигнутом эмиссарами греческом алтаре.

После случившегося Маттитьяху с семьёй укрылся в горах; вскоре он стал общепризнанным лидером восстания, возглавив уже действовавшие в Иудее и Южной Самарии вооружённые отряды.
Под его руководством небольшие партизанские группы препятствовали греческой царской администрации осуществлять контроль над провинциальными городами и карали сотрудничавших с царскими властями евреев. Эта тактика привела к тому, что царская администрация фактически потеряла контроль над страной, и под её властью остался только Иерусалим.
После смерти Маттитьяху в 167/166 гг. до н.э. во главе восстания стал его сын Иехуда Маккавей, обладавший незаурядным полководческим талантом. Руководимые им силы повстанцев стали угрожать Иерусалиму.
В ответ на сложившуюся ситуацию греческие власти начали кампанию по восстановлению контроля над Иудеей. Селевкидский наместник в Самарии Аполлоний двинулся к Иерусалиму, чтобы восстановить связь с располагавшимся там греческим гарнизоном, однако силам повстанцев удалось остановить продвижение войск неприятеля в Иудею; Аполлоний погиб в бою.

Вторая попытка вторжения в Иудею, на этот раз под командованием селевкидского генерала Серона, закончилась поражением селевкидских сил в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Успехи повстанцев вынудили царского наместника Келесирии Птолемея направить в Иудею значительный экспедиционный корпус, который стал продвигаться к Иерусалиму, однако Иехуда неожиданной атакой нанёс врагу сокрушительное поражение.
Эта победа еврейских сил показала, что восстание в Иудее серьёзно угрожает целостности Селевкидского государства. Лисий, наместник западных провинций царства, рассчитывал вторгнуться в страну с юга через территорию враждебного Иудее Эдома.
Однако Иехуде удалось предотвратить вторжение, нанеся поражение Лисию у Бет-Цура. Военный провал побудил Лисия искать примирения с повстанцами: он издал декрет, отменявший запреты на отправление еврейского культа и соблюдение законов Торы, и обещал амнистию повстанцам, которые сложат оружие к установленному сроку.
Однако Иехуда, воспользовавшись своим военным превосходством, овладел Иерусалимом (декабрь 164 г. до н.э.); лишь в городской цитадели Акра остался греческий гарнизон.

Иехуда очистил Храм от принадлежностей языческого культа и возобновил еврейское богослужение; в ознаменование освящения Храма был установлен восьмидневный праздник - Ханукка.
В 162 г. до н.э. к власти в Селевкидском царстве пришел Деметрий I. Стремясь консолидировать царство и положить конец восстанию в Иудее, он направил туда значительные силы под командованием одного из своих лучших военачальников, Бакхида.
В 161 г. до н.э., после ряда военных столкновений, произошло решающее сражение близ Бет-Хорона. Греческие силы были разбиты.
Вскоре после поражения в Иудею снова вступили селевкидские войска под водительством Бакхида, который нанёс повстанческим силам тяжелое поражение; Иехуда пал в бою (160 г. до н.э.).
Его братья, Ионатан и Шимон, возглавили борьбу, консолидировав остатки разгромленных повстанческих сил. Они возобновили прежнюю тактику партизанской борьбы и постепенно восстановили контроль над большей частью сельских районов и большинством провинциальных городов Иудеи.
Когда соперник Деметрия I Александр Балас сделал Акко своей резиденцией и стал готовиться к решающему наступлению на Антиохию, он, стремясь обеспечить себе спокойный тыл, назначил Ионатана первосвященником и пожаловал ему титул «друг царя» (152 г. до н.э.), что означало признание его этнархом - главой этноса (народа) иудеев.

Назначение Ионатана первосвященником превратило этот пост в один из главных источников политической силы Хасмонеев, они удерживали его на протяжении 150 лет.
Годы правления Ионатана были решающим периодом для становления независимого Хасмонейского государства: в эти годы Хасмонеи сумели упрочить свои политические позиции, усилить военную мощь Иудеи и расширить её границы.
В 142 г. до н.э. Деметрий II согласился освободить Иудею от уплаты дани, что фактически означало признание её независимости.
Таким образом, в результате 25-летней борьбы после более чем 440-летнего перерыва Иудея вновь обрела независимость.

Деятельность Хасмонеев уменьшила достигнутые под властью Селевкидов успехи эллинистической культурной экспансии, положила конец культурно-политической гегемонии греческих городов и эллинизированных семитских кругов во внутренних областях Эрец-Исраэль, восстановила территориально-политическое единство еврейского населения Эрец-Исраэль и консолидировала его путем религиозной ассимиляции нееврейских семитских народностей страны.

Это одна из героических страниц борьбы еврейского народа за свободу и независимость.

Loading...Loading...