Структурное проектирование ИС Тельнов Ю Ф Ytelnov mesi ru. Создание единого информационно- знаниевого пространства на основе онтологического подхода Тельнов Ю.Ф


Характеристики информационного общества повышение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли ИКТ, информационных продуктов и услуг в ВВП; создание глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах


Экономическая точка зрения на информационное общество Производство, приобретение, распространение и практическое применение информации и знаний превращается в главную движущую силу социально- экономического развития При достижении определенного уровня развития информационного общества в части достижения значительного объема валового внутреннего продукта, связанного с информацией и ИКТ, формируется экономика знаний Способность создавать и обеспечивать доступ к знаниям становится основным фактором конкурентоспособности Возрастающая роль образования и обучения в течение всей жизни – Life Long Learning


На Форуме лидеров образования, проводившемся ЮНЕСКО летом 2008 года, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Куачиро Матсуура выделил электронное обучение (e-learning) и дистанционное обучение как одну из важнейших тенденций развития образования в современном мире


Перенос технологий e.Learning, используемых в МЭСИ, в другие университеты России, Казахстана, Армении, Белоруссии и других стран Проведен 41 семинар по 25 тематике в области e.Learning с участием более 1500 человек (в том числе 178 ректоров), представляющих более чем 200 учебных заведений из 72 регионов России и стран СНГ


Доминирующая экономика Индустриальная Потребления Знаний Период: середина XX века конец XX века начало XXI века Трансформация вузов Классический вуз (центр подготовки кадров для экономики) Классический вуз (центр подготовки кадров для экономики) Бизнес - вуз (производитель образовательной услуги) Бизнес - вуз (производитель образовательной услуги) Инновационный вуз (центр научного и инновационного развития) Инновационный вуз (центр научного и инновационного развития) Парадигма менеджмента Финансово-ориентированный Качества Знаний Высшая школа в современном мире


МЭСИ – инновационный ВУЗ! Интеграция образования, науки и бизнеса Качественный научно-образовательный контент – 100 % учебно-методическое обеспечение – От ежегодного обновления контента к обновлению по мере необходимости Современные образовательные технологии коллаборативного взаимодействия «студент - преподаватель», «студент - студент», «преподаватель – преподаватель», в перспективе «кафедра - предприятие» Эффективное привлечение к научным исследованиям преподавателей – Научно-методическое обеспечение каждой дисциплины


Управление знаниями в Университете Управление Знаниями Управление академическими знаниями Управление административными знаниями Качество контента + качество образования Интеграция результатов НИР в бизнес Технологии Методология ППС АУП Единая интегрированная среда образовательного учреждения Компетенции ППС и АУП* Консультационная и техническая поддержка промышленными компаниями


Викиномика, как массовое сотрудничество Дон Тапскотт и Энтони Д. Уильямс: Контент, создаваемый пользователями (Crowdsourcing) Социальные сети – сотрудничество и самоорганизация (Smart Mobs) Новый способ производства с использованием WEB 2.0 (вики, блоги, чаты, подкасты, RSS) – массовое сотрудничество, «участвовать и совместно создавать» Новая сила, позволяющая объединить людей в сети для создания гигантского мозга


Принципы Викиномики Открытость - Компании открывают свои границы внешним идеям и человеческим ресурсам, открытые двери для всех талантов внешнего мира Пиринг (производство на равных) - Самоорганизация для создания новых продуктов и услуг, общего знания, обмена опытом Доступ и умение делиться - Баланс интеллектуальных активов, зашита одних, открытый доступ к другим ресурсам Глобальный характер деятельности Дальнейшая интеграция национальных экономик в единый безграничный мир, доступ к новым рынкам, идеям, технологиям


Доставка контента из филиалов, партнерских организаций и представительств Разработка и совместная разработка контента для ведущих российских университетов Распределенная разработка контента Информационные центры дисциплин Процесс потокового создания и использования знаний в МЭСИ


Принципы создания информационно- знаниевого пространства 1.Создание и актуализация учебно-методических комплексов на основе единого информационно- знаниевого пространства распределенных кафедр 2.Использование результатов НИР при создании контента 3.Привлечение к созданию контента предприятий и организаций 4.Использование результатов исследований аспирантов при создании контента 5.Выполнение учебно-исследовательской работы студентов 6.Организация сервисов по управлению знаниями



Метрики, мотивация, качество Количественные показатели изменений в ИЦД Показатели участия регионов в разработке контента Уровень привлечения студентов и аспирантов к созданию контента Объемы заимствования и переноса материалов из интернет Частоту и качество актуализации материала Индивидуальный вклад каждого участника e-Metricse-Xcellence


Значение создания информационно-образовательного пространства МЭСИ на основе ИЦД обеспечивать платформы для совместной работы преподавателей распределенных кафедр; создавать и накапливать учебно-методические и научные материалы по всем дисциплинам; обеспечивать процесс постоянной актуализации учебно-методического контента; создавать базы ссылок на открытые образовательные ресурсы для каждой дисциплины, на материалы конференций, семинаров и другие полезные ресурсы.


Благодарю за внимание! Тельнов Ю.Ф.

Т 318

Тельнов Ю.В. Реинжиниринг бизнес-процессов (Учебное пособие). / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 99с.

© Тельнов Ю.Ф., 2003

© Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003г.

Введение ___________________________________________________ 5

Глава 1 Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов____ 7

1.1. Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов______ 7

1.2. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами_________________________________________ 12

1.3. Использование информационных технологий в реинжиниринге бизнес-процессов__________________________________________ 15

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 22

Глава 2. Технология реинжиниринга бизнес-процессов____________ 23

2.1. Организация работ по реинжинирингу бизнес-процессов _____ 23

2.2. Методы и инструментальные средства реинжиниринга бизнес-

процессов ________________________________________________ 28

2.3. Методологии моделирования бизнес-процессов_____________ 31

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 38

Глава 3. Функциональное моделирование бизнес-процессов с использованием ППП Design/IDEF_____________________________ 39

3.1. Сущность методологии функционального моделирования бизнес-процессов (SADT – методологии) ______________________ 39

3.2. Общая характеристика ППП Design/IDEF __________________ 42

3.3. Особенности построения функциональной модели c

использованием ППП Design/IDEF ___________________________ 43

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 46 Глава 4. Стоимостной анализ функций (Activiy-Based Costing) _____ 47

4.1. Сущность стоимостного анализа функций__________________ 47

4.2. Реализация стоимостного анализа функций в ППП Design/IDEF 48

4.3. Реализация стоимостного анализа функций в ППП Easy ABC+ 52

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 55

Глава 5. Объектно-ориентированное моделирование бизнеспроцессов с использованием ППП Natural Engineering

Workbench (NEW)___________________________________________ 56

5.1. Сущность объектно-ориентированной методологии моделирования бизнес-процессов. _________________________________________ 56 5.1.1. Модель прецедентов использования (П - модель) _________ 56

5.1.2. Объектная модель (О-модель) _________________________ 60

5.1.3. В-модель - модель взаимодействия объектов_____________ 62

5.2. Общая характеристика ППП Natural Engineering Workbench (NEW) ___________________________________________________ 63

5.3. Особенности моделирования информационных процессов с использованием ППП NEW _________________________________ 64

5.3.1. Построение диаграммы последовательности транзакций

(TSD) __________________________________________________ 64

5.3.2. Построение диаграммы структуры объектов (OSD) _______ 65

5.3.3. Построение диаграммы взаимодействия объектов (OID) ___ 66

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 70

Глава 6. Имитационное моделирование бизнес-процессов на основе использования ППП ReThink__________________________________ 71

6.1. Сущность методов имитационного моделирования бизнес-

процессов ________________________________________________ 71

6.2. Общая характеристика ППП имитационного моделирования

ReThink __________________________________________________ 75

6.2.1. Функциональные возможности ReThink ________________ 75

6.2.2. Определение базовых компонентов ReThink _____________ 76

6.3. Особенности конструирования имитационной модели _______ 83

6.4. Задание входных параметров моделирования _______________ 90

6.5. Вывод результатов моделирования________________________ 93

Вопросы для самопроверки: _________________________________ 95

Литература_________________________________________________ 96

Введение

Учебное пособие «Реинжиниринг бизнес-процессов» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Информационные системы в экономике», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Антикризисное управление», «Менеджмент», «Маркетинг».

Целью учебного пособия является ознакомление студентов с проблематикой и областями использования бизнес-реинжиниринга в реорганизации деятельности предприятий на основе современных информационных технологий.

В результате изучения учебного пособия студенты получат знания по вопросам целостного и системного моделирования и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленных на упрощение бизнес-процессов и организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Структурно учебное пособие состоит из 6 глав.

В первой главе основной акцент делается на изложение подхода к менеджменту предприятия на основе управления бизнес-процессами, показывается характер изменений организационной структуры предприятия и роль информационных технологий в их реализации, определяются условия успеха и задачи бизнес-реинжиниринга.

Во второй главе описывается технология работ по проведению реинжиниринга бизнес-процессов, определяется организационная структура проекта, рассматриваются основные методы и средства проведения работ по бизнес-реинжинирингу, включая методологии структурного, стоимостного и динамического анализа бизнес-процессов.

Третья глава посвящена методологии функционального моделирования бизнес-процессов и ее реализации в ППП Design/IDEF.

В четвертой главе определяются задачи стоимостного анализа функций, показываются отличительные особенности от традиционного учета затрат, описывается реализация соответствующих методов в ППП

Design/IDEF и Easy ABC+.

В пятой главе рассматриваются вопросы моделирования бизнеса и информационных процессов на основе применения объектноориентированного подхода и его реализации в ППП Natural Engineering Workbench.

В шестой главе описываются задачи бизнес-реинжиниринга, решаемые методами динамического имитационного моделирования и их реализация в ППП ReThink.

Автор выражает признательность заместителю директора Российского НИИ ИТ и АП, профессору, д.т.н. Попову Э.В., директору компании «Весть –Метатехнология», к.т.н. Каменновой М.С., директору по маркетингу Российского представительства Software AG, к.т.н. Китовой О.В., директору направления компании ArgusSoft, к.э.н. Киселю Е.Б. за предоставленные программные средства реинжиниринга бизнес-процессов и методические материалы по их применению.

Глава 1 Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов

1.1. Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях в менеджменте предприятий происходит смещение акцентов с управления использованием отдельных ресурсов на организацию динамических бизнес-процессов.

Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии (рис.1.1).

Менеджмент бизнес-процессов зародился еще в рамках концепций всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management) и непрерывного улучшения процессов (CPI – Continuous Process Improvement) , согласно которым предполагается сквозное управление бизнес-процессом, как единым целым, который выполняется взаимосвязанными подразделениями предприятия (компании), например, от момента поступления заказа клиента до момента его реализации.

Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и на уровне взаимодействия различных предприятий, когда требуется координация деятельности предприятий-партнеров в потоках товародвижения или в логистических процессах. Логистика породила методы организации поставок по принципу «Точно в срок» (JIT –just in time), реализация которых немыслима без управления бизнеспроцессами, как единым целым.

В качестве основных бизнес-процессов предприятия чаще всего выделяют следующие :

Процессы товародвижения (логистики), связанные с основной деятельностью предприятия - выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей:

Процессы подготовки производства, нацеленные на планирование деятельности предприятия с позиции удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и выведение на рынок новых продуктов и услуг - исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование производства, конструкторская и технологическая подготовка производства (проектирование и инжиниринг).

Процессы инфраструктуры, ориентированные на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии (подготовка и переподготовка кадров, закупка и ремонт оборудования, социально-культурное обслуживание работников предприятий).

Революцию в управление бизнес-процессами внесли достижения в области современных информационных технологий, которые дают возможность проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнеспроцессов.

Материальные и финансовые потоки

Информационные потоки

Рис.1.1. Структура бизнес-процесса

Согласно определению М. Хаммера и Д.Чемпи реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) определяется, как

«фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия».

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5-7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач :

Определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.

Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки производства и обращения и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности.

Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.

Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами, и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков.

Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг:

Диверсификация товаров и услуг (ориентация на различные сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов.

Работа по индивидуальным заказам, требующая высокую степень адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента.

Внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.

Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщикаии материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса.

Нерациональность организационной структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций бизнеспроцесса.

Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе

совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.

В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления -

взгляд на построение компании как на инженерную деятельность.

Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть

построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами» .

Вместе с тем, нельзя отождествлять реинжиниринг бизнеспроцессов с решением локальных задач, хотя решение этих задач могут быть следствиями реинжиниринга (рис.1.2).

РБП # Бизнес-автоматизация РБП # Реинжиниринг программного обеспечения

РБП # Реорганизация организационной структуры РБП # Улучшение качества

Следствие РБП

Рис.1.2. Следствия реинжиниринга бизнес-процессов

Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов

являются:

Несколько рабочих процедур объединяются в одну - "горизонтальное сжатие процесса". Следствие – многофункциональность рабочих мест.

Исполнители принимают самостоятельные решения - "вертикальное сжатие процесса". Следствие – повышение ответственности, заинтересованности в результатах своего труда работника.

Шаги процесса выполняются в естественном порядке - "распараллеленность процесса". Работа выполняется в том месте, где это целесообразно.

Многовариантность исполнения процесса, повышение адаптивности процесса к изменению внешней среды.

Уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований.

«Уполномоченный менеджер» обеспечивает единую точку контакта с клиентом.

Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход. Следствие – делегирование полномочий по принципу «сверху – вниз»

Пример применения принципов бизнес-реинжиниринга при реорганизации поставок в компании Ford-Motors .

Существующая система закупочной деятельности компании предполагает традиционную технологию поставок по схеме,

представленной на рис.1.3. По этой схеме поставщик отгружает продукцию в соответствии с оформленным заказом и выставляет счет на оплату. В пункте приема товара (на складе) производится сверка поступившего груза с накладной, и в случае совпадения заявленного в накладной товара по количеству и качеству производится его оприходование и передача соответствующего документа в бухгалтерию. В бухгалтерии производится снова сверка накладной, счета и заказа (контракта), и в случае отсутствия расхождений выполняется оплата счета. По такой схеме возможны длительные выяснения возникающих

Рассматриваются вопросы создания процессноориентированных информационных систем, моделирования бизнеспроцессов в нотации BPMN 2.0. <...> Глава 6 посвящена вопросам создания исполняемых моделей бизнес-процесса для процессно-ориентированных систем на базе BPM ; описывается состав среды для создания исполняемой модели бизнес-процесса. <...> Глава 7 посвящена описанию нотации BPMN 2.0, используемой для создания исполняемых моделей бизнес-процесса для BPM . <...> Цепочки создания добавленной стоимости При более тесной координации процессов в бизнесе наблюдается тенденция к вертикальной интеграции функций цепочки создания добавленной стоимости, когда предприятиями приобретаются Технологии реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов 9 виды деятельности поставщиков, субподрядчиков, дистрибьюторов и включаются в управляемую цепочку процессов. <...> Таким образом, подчеркивается ориентация организации бизнес-процесса на получение конечного результата, а не на выполнение отдельных функций. <...> Классификация бизнес-процессов В отличие от функционального подхода, с помощью которого организуется управление множеством часто непосредственно не связанных функций одного центра затрат, используемых в разных Технологии реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов 11 типах бизнес-процессов, в процессном подходе функции разных центров затрат исследуются с позиции совместного использования в общих бизнес-процессах. <...> Результаты идентификации бизнес-процессов отражаются в следующих атрибутах:  владелец (менеджер) бизнес-процесса - лицо, которое отвечает за организацию и результаты процесса и может изменять его структуру;  поток бизнес-процесса , определяющий вход (исходные объекты) и выход (результат) процесса;  внешняя среда процесса. <...> В этом случае осуществляется интерфейс бизнес-процессов «производство» и «закупка» в рамках одной цепочки создания стоимостного объекта. <...> Схема бизнес-процесса выполнения заказа: 1 - бизнес-процесс <...>

Инжиниринг_предприятия_и_управление_бизнес-процессами._Методология_и_технология.pdf

Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Фёдоров Инжинирин предприятия и управление бизнес-процессами Методология и технология Допущено Учебно-методическим объединением в области прикладной информатики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Прикладная информатика» Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Прикладная информатика» Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки «Прикладная информатика» Москва  2015

Стр.2

УДК 005.7(075.8) ББК 65.291.216 ÿ73 Ò31 Рецензенты: доктор технических наук, профессор В.П. Калянов доктор технических наук, профессор В.Е. Пятецкий Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Ò31 Тельнов, Юрий Филиппович. Инжиниринг предприятия и управление бизнеспроцессами. Методология и технология: учеб. пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» / Þ.Ô. Òåëüíîâ, È.Ã. Ô¸äîðîâ. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015. - 207 ñ. - (Ñåðèÿ «Magister»). I. Ф¸доров, Игорь Григорьевич. ISBN 978-5-238-02622-0 Агентство CIP РГБ Рассматриваются методы и средства инжиниринга предприятия и управления бизнес-процессами на основе современных информационнокоммуникационных технологий, системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленные на упрощение бизнес-процессов и организационной структуры предприятия. Проводится анализ перераспределения и минимизации использования различных ресурсов, сокращения сроков реализации потребностей клиентов, повышения качества их обслуживания. Определяется современная концепция инжиниринга предприятий и перспективы развития основных его направлений в аспектах создания гибких интеллектуальных архитектур. Рассматриваются вопросы создания процессноориентированных информационных систем, моделирования бизнеспроцессов в нотации BPMN 2.0. Для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» и другим техническим и экономическим направлениям подготовки, изучающих вопросы реструктуризации, моделирования и исполнения бизнес-процессов. ББК 65.291.216 ÿ73 ISBN 978-5-238-02622-0 © Þ.Ô. Òåëüíîâ, È.Ã. Ô¸äîðîâ, 2015 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.

Стр.3

Оглавление От авторов Глава 1. Технология реинжиниринга и инжиниринга бизнес-процессов 1.1. Методы процессного управления предприятиями в задачах реструктуризации предприятий 1.3. Ренжиниринг бизнес-процессов: организационная структура проекта 1.4. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов 1.5. Идентификация видов деятельности для РБП 1.6. Обратный инжиниринг 1.7. Прямой инжиниринг 3 5 5 1.2. Сущность инжиниринга и реинжиниринга бизнеспроцессов 17 23 29 31 35 37 1.8. Реализация проекта реинжиниринга бизнеспроцессов 41 1.9. Внедрение проекта реинжиниринга бизнеспроцессов 44 Глава 2. Стратегический анализ бизнес-процессов 2.1. Задачи стратегического обоснования РБП 2.2. Метод анализа критических факторов успеха 2.3. Метод анализа иерархий Саати 2.4. Метод сбалансированных систем показателей 46 46 51 52 55

Стр.206

206 Глава 3. Моделирование бизнес-процессов 3.1. Сущность методологии функционального моделирования бизнес-процессов 3.2. Особенности построения функциональной модели с использованием нотации IDEFO 3.3. Моделирование деятельности с использованием методологии ARIS Глава 4. Технология динамического и функциональностоимостного анализа бизнес-процессов 4.1. Обоснование вариантов организации бизнеспроцессов 4.2. Стоимостный анализ бизнес-процессов на основе методики учета затрат по функциям 4.3. Динамический анализ бизнес-процессов Глава 5. Управление бизнес-процессами на основе BPM-ñèñòåì 59 59 64 66 103 103 111 119 123 5.1. Технология управления бизнес-процессами BPM 123 5.2. Составные части BPM 124 5.3. Информационные системы для управления бизнеспроцессами 126 5.4. Модели бизнес-процесса 5.5. Классификация бизнес-процессов 5.6. Процесс и документооборот 5.7. Стандарты описания бизнес-процессов 5.8. Чем хороша нотация BPMN Глава 6. Создание исполняемой модели бизнес-процесса в среде BPM 6.1. Компоненты ВРМ 6.2. Создание исполняемой модели бизнес-процесса в среде BPÌ 6.3. Управление бизнес-процессами в среде BPM 6.4. Оперативное управление 129 134 139 139 141 143 143 146 149 152

Стр.207

Оглавление 6.5. Тактическое управление 6.6. Стратегическое управление Глава 7. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 7.1. О спецификации BPMN 2.0 7.2. Обзор основных элементов нотации 7.3. Диаграммы бизнес-процессов Глава 8. Инжиниринг и современные архитектуры предприятий 8.1. Основные направления развития концепции инжиниринга предприятий 8.2. Архитектура обучающихся предприятий на основе управления знаниями Библиографический список 207 156 160 163 163 166 171 180 180 192 203


телефон: (095) 4428098

1952 года рождения, окончил Московский экономико-статистический институт (МЭСИ) в 1974г.

Ученая степень кандидата экономических наук присуждена диссертационным советом Московского экономико-статистического института 13 декабря 1979 г. и утверждена ВАК 11 июня 1980 года. 25 декабря 2003 года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики» на тему «Компонентная методология реинжиниринга бизнес-процессов на основе управления знаниями».

Ученое звание профессора по кафедре Проектирования экономических информационных систем МЭСИ присвоено решением Министерства образования РФ 20 марта 2002 г.

Стаж педагогической работы в вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации составляет 25 лет.

Читает лекционные курсы «Интеллектуальные информационные системы», «Реинжиниринг бизнес-процессов».

Под научным руководством соискателя подготовлено 3 кандидата наук, в настоящее время осуществляет руководство 5 аспирантами.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

Имеет 91 публикацию, из них 26 учебно-методических и 30 научных работ, используемых в педагогической практике, в том числе:

а) учебно-методические работы:

б) научные работы

Реинжиниринг бизнес-процессов

М.: Финансы и статистика, 2003.

Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации

Минск.: БГУИР, 2001.

Голенков В.В., Тарасов В.Б. и др.

Совершенствование управления предприятием на основе применения метода учета затрат по функциям

Вестник Оренбургского государственного университета, 2003, №1

Проектирование информационных хранилищ для статистических информационно-аналитических систем

Вопросы статистики, 2003, №1

Обоснование стратегических решений по реорганизации предприятий на основе интеллектуальных технологий

Новости искусственного интеллекта, 2003, №2.

Кузьмиц-кий А.А.

Проектирование систем управления знаниями

Новости искусственного интеллекта, 2002, №4

Интеллектуальная система управления логистическими процессами (статья).

М.: Теория и системы управления, 1999, №5.

Проектирование бизнес-процессов предприятия на основе системы управления знаниями // (в соавторстве)

Труды 8-й Национальной конференции по искусственному интеллекту (Коломна, 2002). – М.: Наука, Физматлит, 2002.

Использование систем управления знаниями в виртуальном образовании.

Искусственный интеллект в XXI веке»/ Труды Международного конгресса. - М.: Наука, Физматлит, 2001.

Анализ процессов дистанционного образования на основе имитационного моделирования (статья).

М., Дистанционное образование, N 4, 1998

Данилов А.В.,

Григорьев С.В.,

Самойлов В.А.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Работа членом Совета Российской ассоциации искусственного интеллекта. Член диссертационного Совета МЭСИ по специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики».

2. Соавтор учебника «Проектирование экономических информационных систем» (2001 г.), рекомендованного Учебно-методическим объединением по образованию в области экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям: «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Прикладная информатика в юриспруденции».

Автор учебного пособия «Интеллектуальные информационные системы» допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия студентов, обучающихся по специальностям «Прикладная информатика (по областям)».

Научный руководитель научно-исследовательских работ «Разработка методологических основ создания систем интеграции знаний» (ЕЗН: 1.2.02), «Разработка методологических основ создания виртуальных организаций» (ЕЗН: 1.2.00П), «Разработка методологических основ реинжиниринга процессов функционирования систем организационного управления экономическими объектами» (ЕЗН: 1.1.98Ф), «Разработка методологических основ информатизации учебного процесса высшего учебного заведения» (ЕЗН: 1.2.97Р).

В настоящее время является руководителем научно-иссследовательской работы: «Разработка метода адаптивной конфигурации структуры процессов предприятия на основе системы управления знаниями» в рамках гранта РФФИ 03-01-00727.

3. В 1998-2003 гг. проходил повышение квалификации в Институте повышения квалификации МЭСИ, в 1995 г. – в ARGUSSOFT. Выступал с докладами на научных конференциях по искусственному интеллекту (организатор РАИИ), по реинжинирингу бизнес-процессов на основе современных информационных технологий (МЭСИ), по логистике (МАДИ), на научных сессиях МИФИ.

4. Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год за участие в разработке Учебно-методического комплекса «Методы, модели и программные средства конструирования интеллектуальных систем принятия решений и управления».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики
Институт «Московская высшая банковская школа»

Ю.Ф. Тельнов

Интеллектуальные
информационные системы
(учебное пособие)

Москва 2001

УДК 519.68.02
ББК 65 с 51
Т 318

Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы. (Учебное
пособие) - М., 2001. - 118 стр.
Кафедра Проектирования экономических информационных систем
Учебное пособие посвящено
теоретическим и организационнометодическим вопросам разработки и применения интеллектуальных
информационных систем (ИИС) в экономике. Рассматривается
классификация, архитектура, этапы проектирования ИИС, выбор
инструментальных средств, области применения. Практические аспекты
применения статических ИИС излагаются для решения задач
финансового анализа предприятия, динамических ИИС - для решения
задач управления запасами.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
специальности “Прикладная информатика по областям применения”, а
также для студентов других экономических специальностей: «Финансы
и кредит», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

Тельнов Ю.Ф., 2001 г.
Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики
Институт Московская высшая банковская школа

2. Глава 1. Классификация интеллектуальных нформационных
систем_______________________________________________________ 5
2.1 Особенности и признаки интеллектуальности информационных
систем _____________________________________________________ 5
2.2 Системы с интеллектуальным интерфейсом _________________ 8
2.3 Экспертные системы ____________________________________ 10
2.4 Самообучающиеся системы ______________________________ 20
2.5 Литература ____________________________________________ 30
3. Глава 2. Технология создания экспертных систем ______________ 32
3.1 Этапы создания экспертной системы ______________________ 32
3.2 Идентификация проблемной области ______________________ 36
3.3 Построение концептуальной модели_______________________ 39
3.4 Формализация базы знаний ______________________________ 43
3.5 Выбор инструментальных средств реализации экспертной
системы ___________________________________________________ 55
3.6 Литература ____________________________________________ 63
4. Глава 3. Реализация экспертных систем экономического анализа
деятельности предприятия_____________________________________ 65
4.1 Особенности экспертных систем экономического анализа ____ 65
4.2 Экспертная система анализа финансового состояния
предприятия _______________________________________________ 71
4.3 Экспертная система анализа эффективности результатов
финансово-хозяйственной деятельности предприятия ____________ 80
4.4 Литература ____________________________________________ 85
5. Глава 4. Реализация динамических экспертных систем управления
бизнес-процессами ___________________________________________ 86
5.1 4.1. Особенности реализации динамических экспертных систем
управления бизнес-процессами _______________________________ 86
5.2 Экспертная система динамического управления запасами_____ 89
5.3 Система с фиксированным размером заказа_________________ 91
5.4 Литература ___________________________________________ 104
5.5 Практикум по проведению лабораторных работ ____________ 105

Введение
Целью учебного пособия является ознакомление студентов,
обучающихся по специальности «Прикладная информатика по областям
применения», с проблематикой и областями использования
искусственного интеллекта в экономических информационных
системах, освещение теоретических и организационно-методических
вопросов построения и функционирования систем, основанных на
знаниях, привитие навыков практических работ по проектированию баз
знаний. В результате изучения учебного пособия студенты получат
знания по архитектуре и классификации ИИС, методам представления
знаний, областям применения, а также научатся выбирать адекватные
проблемной области инструментальные средства разработки ИИС и
методы проектировании базы знаний.
Учебное пособие «Интеллектуальные информационные системы»
предназначено также для студентов экономических специальностей:
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Антикризисное
управление», «Менеджмент», «Маркетинг», «Мировая экономика»,
которые в результате изучения учебного пособия освоят методы
принятия управленческих решений, основанные на классификации
ситуаций, построении деревьев целей и решений, логической и
эвристической аргументации, расчете рейтингов на базе нечеткой
логики, управления динамическими процессами.
Структурно учебное пособие состоит из 4 глав:
. В первой главе рассматриваются вопросы
классификации и
архитектуры ИИС, а также дается описание основных областей
применения.
. Во второй главе представлены основные этапы разработки наиболее
распространенного класса ИИС - экспертных систем. При этом большое
внимание уделяется вопросам построения концептуальной модели
проблемной области, анализу и выбору методов представления знаний и
соответствующих инструментальных средств.
. В третьей главе дается описание методов реализации экспертных
систем для внешнего и внутреннего экономического анализа финансовохозяйственной деятельности предприятий.
. В четвертой главе разбираются вопросы применения динамических
экспертных систем для управления цепочками операций бизнеспроцесса, в частности для реализации системы управления запасами.

1. Глава 1. Классификация интеллектуальных информационных
систем
1.1 Особенности и признаки интеллектуальности
информационных систем
Любая информационная система (ИС) выполняет следующие
функции: воспринимает вводимые пользователем информационные
запросы и необходимые исходные данные, обрабатывает введенные и
хранимые в системе данные в соответствии с известным алгоритмом и
формирует требуемую выходную информацию. С точки зрения
реализации перечисленных функций ИС можно рассматривать как
фабрику, производящую информацию, в которой заказом является
информационный запрос, сырьем - исходные данные, продуктом требуемая информация, а инструментом (оборудованием) - знание, с
помощью которого данные преобразуются в информацию.
Знание имеет двоякую природу: фактуальную и операционную.
. Фактуальное знание - это осмысленные и понятые данные. Данные
сами по себе - это специально организованные знаки на каком-либо
носителе.
. Операционное знание - это те общие зависимости между фактами,
которые позволяют интерпретировать данные или извлекать из них
информацию. Информация по сути - это новое и полезное знание для
решения каких-либо задач.
Часто фактуальное знание называют экстенсиональным
(детализированным), а операционное знание - интенсиональным
(обобщенным).
Процесс извлечения информации из данных сводится к
адекватному соединению операционного и фактуального знаний и в
различных типах ИС выполняется по-разному. Самый простой путь их
соединения заключается в рамках одной прикладной программы:
Программа = Алгоритм (Правила преобразования данных +
Управляющая структура) + Структура данных
Таким образом, операционное знание (алгоритм) и фактуальное
знание (структура данных) неотделимы друг от друга. Однако, если в
ходе эксплуатации ИС выяснится потребность в модификации одного из
двух компонентов программы, то возникнет необходимость ее
переписывания. Это объясняется тем, что полным знанием проблемной
области обладает только разработчик ИС, а программа служит
“недумающим исполнителем” знания разработчика. Конечный же
пользователь
вследствие
процедурности
и
машинной
ориентированности представления знаний понимает лишь внешнюю
сторону процесса обработки данных и никак не может на него влиять.
5

Следствием перечисленных недостатков является плохая
жизнеспособность ИС или неадаптивность к
изменениям
информационных
потребностей.
Кроме
того,
в
силу
детерминированности алгоритмов решаемых задач ИС не способна к
формированию у пользователя знания о действиях в не полностью
определенных ситуациях.
В системах, основанных на обработке баз данных (СБД - Data Base
Systems), происходит отделение фактуального и операционного знаний
друг от друга. Первое организуется в виде базы данных, второе - в виде
программ. Причем программа может автоматически генерироваться по
запросу пользователя (например, реализация SQL или QBE запросов). В
качестве посредника между программой и базой данных выступает
программный инструмент доступа к данным - система управления базой
данных (СУБД):
СБД = Программа <=> СУБД <=> База данных
Концепция независимости программ от данных позволяет
повысить гибкость ИС по выполнению произвольных информационных
запросов. Однако, эта гибкость в силу процедурности представления
операционного знания имеет четко определенные границы. Для
формулирования информационного запроса пользователь должен ясно
представлять себе структуру базы данных и до определенной степени
алгоритм решения задачи. Следовательно, пользователь должен
достаточно хорошо разбираться в проблемной области, в логической
структуре базы данных и алгоритме программы. Концептуальная схема
базы данных выступает в основном только в роли промежуточного звена
в процессе отображения логической структуры данных на структуру
данных прикладной программы.
Общие недостатки традиционных информационных систем, к
которым относятся системы первых двух типов, заключаются в слабой
адаптивности к изменениям в предметной области и информационным
потребностям пользователей, в невозможности решать плохо
формализуемые задачи, с которыми управленческие работники
постоянно имеют дело. Перечисленные недостатки устраняются в
интеллектуальных информационных системах (ИИС).
Анализ структуры программы показывает возможность выделения
из программы операционного знания (правил преобразования данных) в
так называемую базу знаний, которая в декларативной форме хранит
общие для различных задач единицы знаний. При этом управляющая
структура приобретает характер универсального механизма решения
задач (механизма вывода), который связывает единицы знаний в
исполняемые цепочки (генерируемые алгоритмы) в зависимости от
конкретной постановки задачи (сформулированной в запросе цели и

Исходных условий). Такие ИС становятся системами, основанными на
обработке знаний (СБЗ - Knowledge Base (Based) Systems):
СБЗ = База знаний <=> Управляющая структура <=> База данных
(Механизм вывода)
Для
интеллектуальных
информационных
систем,
ориентированных на генерацию алгоритмов решения задач, характерны
следующие признаки:
. развитые коммуникативные способности,
. умение решать сложные плохо формализуемые задачи,
. способность к самообучению,
Коммуникативные способности ИИС характеризуют способ
взаимодействия (интерфейса) конечного пользователя с системой, в
частности, возможность формулирования произвольного запроса в
диалоге с ИИС на языке, максимально приближенном к естественному.
Сложные плохо формализуемые задачи - это задачи, которые
требуют построения оригинального алгоритма решения в зависимости
от конкретной ситуации, для которой могут быть характерны
неопределенность и динамичность исходных данных и знаний.
Способность к самообучению - это возможность автоматического
извлечения знаний
для решения задач из накопленного опыта
конкретных ситуаций.
В различных ИИС перечисленные признаки интеллектуальности
развиты в неодинаковой степени и редко, когда все четыре признака
реализуются одновременно. Условно каждому из признаков
интеллектуальности соответствует свой класс ИИС (рис. 1.1):
. Системы с интеллектуальным интерфейсом;
. Экспертные системы;
. Самообучающиеся системы;

Рис. 1.1. Классификация ИИС
1.2 Системы с интеллектуальным интерфейсом
Интеллектуальные базы данных отличаются от обычных баз
данных возможностью выборки по запросу необходимой информации,
которая может явно не храниться, а выводиться из имеющейся в базе
данных. Примерами таких запросов могут быть следующие:
- “Вывести список товаров, цена которых выше среднеотраслевой”,
- “Вывести список товаров-заменителей некоторой продукции”,
- “Вывести список потенциальных покупателей некоторого товара” и
т.д.
Для выполнения первого типа запроса необходимо сначала
проведение статистического расчета среднеотраслевой цены по всей
базе данных, а уже после этого собственно отбор данных. Для
выполнения второго типа запроса необходимо вывести значения
характерных признаков объекта, а затем поиск по ним аналогичных
объектов. Для третьего типа запроса требуется сначала определить
список посредников-продавцов, выполняющих продажу данного товара,
а затем провести поиск связанных с ними покупателей.
Во всех перечисленных типах запросов требуется осуществить
поиск по условию, которое должно быть доопределено в ходе решения
задачи. Интеллектуальная система без помощи пользователя по
структуре базы данных сама строит путь доступа к файлам данных.
Формулирование запроса осуществляется в диалоге с пользователем,
8

Последовательность шагов которого выполняется в максимально
удобной для пользователя форме. Запрос к базе данных может
формулироваться и с помощью естественно-языкового интерфейса.
Естественно-языковой интерфейс предполагает трансляцию
естественно-языковых конструкций на внутримашинный уровень
представления знаний. Для этого необходимо решать
задачи
морфологического, синтаксического и семантического анализа и синтеза
высказываний на естественном языке. Так, морфологический анализ
предполагает распознавание и проверку правильности написания слов
по словарям,
синтаксический контроль разложение входных
сообщений на отдельные компоненты (определение структуры) с
проверкой соответствия
грамматическим правилам внутреннего
представления знаний и выявления недостающих частей и, наконец,
семантический анализ - установление смысловой правильности
синтаксических конструкций. Синтез высказываний решает обратную
задачу преобразования внутреннего представления информации в
естественно-языковое.
Естественно-языковый интерфейс используется для:
. доступа к интеллектуальным базам данных;
. контекстного поиска документальной текстовой информации;
. голосового ввода команд в системах управления;
. машинного перевода c иностранных языков.
Гипертекстовые системы предназначены для реализации поиска
по ключевым словам в базах текстовой информации. Интеллектуальные
гипертекстовые системы отличаются возможностью более сложной
семантической организации ключевых слов, которая отражает
различные смысловые отношения терминов. Таким образом, механизм
поиска работает прежде всего с базой знаний ключевых слов, а уже
затем непосредственно с текстом. В более широком плане сказанное
распространяется и
на
поиск мультимедийной информации,
включающей помимо текстовой и цифровой информации графические,
аудио и видео- образы.
Системы контекстной помощи можно рассматривать, как частный
случай интеллектуальных гипертекстовых и естественно-языковых
систем. В отличие от обычных систем помощи, навязывающих
пользователю схему поиска требуемой информации, в системах
контекстной помощи пользователь описывает проблему (ситуацию), а
система с помощью дополнительного диалога ее конкретизирует и сама
выполняет поиск относящихся к ситуации рекомендаций. Такие системы
относятся к классу систем распространения знаний (Knowledge
Publishing) и создаются как приложение к системам документации
(например, технической документации по эксплуатации товаров).
Системы когнитивной графики
позволяют осуществлять
интерфейс пользователя с ИИС с помощью графических образов,
которые генерируются в соответствии с происходящими событиями.
9

Такие системы используются в мониторинге и управлении
оперативными процессами. Графические образы в наглядном и
интегрированном виде описывают множество параметров изучаемой
ситуации. Например, состояние сложного управляемого объекта
отображается в виде человеческого лица, на котором каждая черта
отвечает за какой-либо параметр, а общее выражение лица дает
интегрированную характеристику ситуации.
Системы когнитивной графики широко используются также в
обучающих и тренажерных системах на основе использования
принципов виртуальной реальности, когда графические образы
моделируют ситуации, в которых обучаемому необходимо принимать
решения и выполнять определенные действия.
1.3 Экспертные системы
Назначение экспертных систем
заключается
в решении
достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы
знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой
проблемной области. Достоинство применения экспертных систем
заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях,
для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным
данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из
базы знаний. Причем решение задач предполагается осуществлять в
условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной
информации и качественных оценок процессов.
Экспертная система является инструментом, усиливающим
интеллектуальные способности эксперта, и может выполнять
следующие роли:
. консультанта
для
неопытных
или
непрофессиональных
пользователей;
. ассистента в связи с необходимостью анализа экспертом различных
вариантов принятия решений;
. партнера эксперта по вопросам, относящимся к источникам знаний из
смежных областей деятельности.

Экспертные системы используются во многих областях, среди
которых лидирует сегмент приложений в бизнесе (рис. 1.2) [ 21 ].
Сельское хозяйство
Бизнес
Химия
Коммуникации
Компьютерные

Loading...Loading...