Почему христос на осле. Прояснение ситуации

Вход Господень в Иерусалим — один из 12 двунадесятых (главных) праздников в православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Что мы празднуем в Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).

Так, в Евангелии от Матфея (21:1-7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.

В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.

Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне — символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, — с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. — достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы и по преданию их отмурование произойдёт во второе пришествие Христа на землю.

Эти ворота в то время называли Овечьи , иногда их называют воротами Пресвятой Девы Марии (сегодня это Львиные ворота). В христианской традиции - ворота св. Стефана. Через Овечьи ворота еще в более давние времена прогоняли овец для омовения перед жертвоприношением .

У самых ворот дом, где родилась Дева Мария. На этом же пути и то место у Овечьих ворот, где находилась купальня Вифезда. Здесь тогда лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды - выхода из глубин ее целебных составляющих. Христос как-то, следуя из Галилеи в Иерусалим, излечил здесь человека, который был болен 38 лет. Он тотчас выздоровел. Сегодня, после произведенных раскопок, можно в этом месте увидеть остатки этого сооружения - легендарной купальни.

В Иерусалиме есть и другие ворота, например Судные .
Здесь заканчивалась черта города и проходила городская стена.

До этих ворот доходил служитель претора, сопровождавший осужденного на смерть. Здесь вешали на него приговор, уже не подлежавший обжалованию. Затем осужденного вели к месту казни - Голгофе. От ворот, как показали раскопки, до Голгофы 70 шагов. Над этими воротами теперь храм русской церкви - Св. Александра Невского. Священный порог ворот покрыт стеклянной крышкой, над ним возвышается распятие.

Как ещё называют праздник «Вход Господень в Иерусалим»?

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» — «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви».

Латинское название праздника — Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском — Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной (потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами), а в просторечии — Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы (а также ивы и ветлы). Эти растения распускаются в России одними из первых .

Как празднуют Вербное воскресенье православные христиане?

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером (12 апреля в 2014 году) на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

Традиции праздника

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Уроки праздника

Христос пришел не для того, чтобы решать за людей их проблемы , пусть даже это вопросы жизни и смерти нации, плененной оккупантами, как было с израильским народом. Экономический кризис, коррумпированность государственного аппарата, недоразвитость общественных инициатив, несправедливое распределение благ, упадок нравственности и культуры, высокая смертность и малая рождаемость — это все дела человеческие, это то, за что люди отвечают перед Богом. Строить рай на земле, пусть даже в стране с великой христианской историей, Бог никогда не будет.

Христиане обязаны помнить, что Христос предлагает Свое Царство и настаивает, что только там Он Правитель и Царь, Его царство «не от мира сего», оно не много ни мало — Царство Божие. Царство, где восстановлена связь человека с Богом, где преодолено зло и разделение, где полнота жизни и счастья. Христос научил своих последователей, что вступить в Его Царство можно только путем веры. Он показал место и цену власти, государственности и всему человеческому. Царствам мирским суждено быть, и невозможно жить только небесным, но все это лишь почва, на которой может вырасти живое растение. Почва может быть плохой или хорошей, государства могут быть разные, но живое растение — это не почва, Царство Божие — это не общество и тем более не государство. Спасение людей от греха смогло совершиться на краю Римской Империи среди оккупированного народа, значит, при необходимости может совершиться и в России 21 века. Лишь бы была вера, вера как личное доверие Христу и вера как ответственное отношение к вверенному людям достоянию.

Главное, о чем говорит христианам этот праздник — Вход Господень в Иерусалим, — это то, что невозможно обрести истинную веру во Христа и передать ее другим, погрузившись в строительство только земного царства, пытаясь реализовать свои собственные интересы, будь они интересами государства, нации, общества или семьи .

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: // благословен Грядый во имя Господне.

Почему в Евангелии уделено столько внимания осляти, на котором въехал Господь в Иерусалим? «…се Царь твой грядет, сидя на молодом осле, сыне подъяремной…». В чем смысл этих слов, кроме смирения Христа, въезжающем не на белом коне, как положено Царю мирскому?

Осёл (евр. хамор) с древности в Палестине был ценным домашним животным. Иисус Христос, хотя и был Царем Иудейским, но шел добровольно на страдания. Поэтому он кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на молодом осле. Это символизировало мирный приход Мессии, Который возвещал народам мир. Об этом предвозвестил пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9).

А почему на осле-то? Не солидно. Убогое какое-то средство передвижения, никак не соответствующее ни положению ни статусу. Почему пророчество именно про осла? Да и вообще, Господь проповедовал пешком покрывая огромные расстояния уставая неимоверно. Мог бы и ездить.
Дорогая… неужели осёл в наше время не солидно?
все демократы используют знак- символ осла… и ничего, не умерли, при том как республиканцы (а.к.а. единая Россия) используют знак- символ: слона..

jackass официально и общепризнан сегодня как символ.

Как Вам уже сказали, в ВЗ это уже предсказано было за много лет а если взять что Христос проповедовал скромность и осуждал богатых, то по «статусу проповеди» ослик как раз и соответствовал иому времени и никто не мог укорить: проповедует одно а делает…

Должен возразить уважаемому участнику обсуждения ВладимирЪ. Вас кто-то ввел в заблуждение. Не было никогда у евреев такого, чтобы ослы были общественным достоянием. Наоборот, они были ценным имуществом, примерно, как сегодня малолитражный автомобиль. Это, кстати, хорошо видно из 11-й главы Евангелия от Марка (стихи 2-6):

То есть, присутствующие видят кражу чужой собственности и хотят задержать их, но ссылка на Господа подействовала и «отпустили их».

Но вернемся к вопросу: почему осел, а не конь? Прежде всего, это исполнение пророчества Захарии (9:9):

Иисус всё время подчеркивает, что всё происходящее есть исполнение пророчеств.

Во-вторых, потому, что конь — орудие войны, а осел — орудие мирного труда. Иисус грядет с пальмовой ветвью — символом мира.

В-третьих, конь — символ высокого положения в обществе, символ гордости. Если осел — это малолитражный автомобиль, то конь — это Мерседес или Лексус. А пророк говорит: «кроткий». Кроткие не ездят…

ВХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ

«На осле, а не на коне… Почему?»

Сегодня важный христианский праздник! Почему важный? Каждый христианский праздник - важен. Каждый имеет какой- то свой особый смысл. И чтобы этот смысл нам понять, нам нужно обратиться к тексту Священного Писания, в котором излагается событие, лёгшее в основу празднования.

О входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим говорится во всех 4ёх Евангелиях.

И мы можем почерпнуть из этих повествований очень много для себя откровений, истин, полезных уроков. Чем полезны праздники, так это тем, что в эти особые праздничные дни мы обращаем пристальное внимание на вспоминаемые библейские события, изучая текст Писаний, слушая в Церкви проповеди освещающие значения праздника в свете Слова Божьего.

Об одном из значений хотел бы с Вами поразмышлять и я.

Давайте, прежде всего, обратимся к тексту Священного Писания, описывающего это событие.

Евангелие от Марка 11…

В Священном Писании лев служит символом колена Иудова, из которого происходит обетованный Мессия, Иисус Христос, «лев от колена Иудова». В данном значении геральдический лев, по-видимому, и занимает почетное место на гербовых щитах европейского нобилитета, указывая на происхождение их обладателей от дома Давидова.

В христианской иконографической символике осел занимает место рядом с Христом, «львом от Иуды» на иконах «Входа Господня в Иерусалим». Точнее, изображается несущим восседающего на нем Спасителя, согласно словам Евангелия: «рцыте дщери сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подъяремнича»(Мф.21, 5).
Евангелие объясняет, почему Господь избрал осла в качестве средства передвижения. Ослы использовались в древности в основном как вьючные животные, и хотя могли носить на себе и человека, не использовались в военных сражениях, как кони. Осел рабочая, трудовая скотинка.
Но есть и другой смысл, скрывающийся в этимологии слова…

Иисус Христос въехал в Иерусалим на молодом осле

«Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:11).

В первый день недели, которая должна была завершиться Его распя тием, Иисус торжественно вступил в Иерусалим при большом скоплении людей, в которых пробудилась надежда на новое царство.

Прежде Иисус всегда путешествовал пешком, но ныне Он въехал в Иерусалим на молодом осле, следуя обычаю иудейских царей и во ис полнение пророчества Захарии (см. Зах. 9:9). Тем самым Он провозгла сил Себя царем Израиля.

Прокаженные, которых Он очистил, слепые, которым даровал зрение, калеки, грешники, вдовы и сироты, которых Он простил и благословил, - все сопровождали Его и воздавали Ему хвалу при въезде в город. Иисус принимал почести, которых до той поры избегал, и ученики воспринима ли это как знак скорого осуществления их радужных надежд. Но Иисус знал, что за этой триумфальной сценой последует позорный…

О. М. Фрейденберг

Въезд в Иерусалим на осле

(ИЗ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ МИФОЛОГИИ)
(1923г.), 1930г.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1998, с. 623 — 665

Чтобы научно осветить это…

Вступление

Год назад, сразу после возвращения из Турции, где мы работали с полным солнечным затмением 29 марта 2006 года в Каппадокии (см. работу «Турецкий гамбит»), был дан очень интересный сон об ослике. Это третий сон об осликах и стало понятно, что пора заняться символикой осла. И хотя прошло достаточно много времени с того момента, сейчас, накануне нового солнечного затмения 19 марта 2007 года, работа, наконец, завершена.

Прежде, чем мы начнём знакомство с символикой осла, следует понять, что это весьма противоречивый символ. С одной стороны: осел – священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа, с другой – символ глупости, невежества, упрямства, похоти, жизни в ее материально-телесном аспекте. Не удивляйтесь этому противоречию….

Новая хронология: Исследования по новой хронологии — Основание Рима ModernLib.Ru / История / Глеб Носовский / Основание Рима — Чтение (Ознакомительный отрывок) (стр. 3)

4.6. ВЪЕЗД ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ НА КОНЕ ИЛИ НА ОСЛЕ

По Евангелиям, Христос въезжает в Иерусалим на осле или на коне. Как мы теперь понимаем, вход Господень в Иерусалим – исключительно важное событие. Оно знаменует собой начало трехлетнего правления Христа = императора Андроника в Царь-Граде, см. ниже.

Согласно нашим результатам, первоначальный евангельский Иерусалим (Царь-Град) был расположен недалеко от горы Бейкос (Голгофы), на азиатском берегу Босфора. Кстати, в самом узком, а потому стратегически выгодном месте Босфора. Сегодня сохранились следы этого города, в частности, развалины большой крепости, именуемой сегодня Ерос. Со временем столица переместилась на другой берег Босфора, где сейчас расположен Стамбул. См. нашу книгу «Забытый Иерусалим».

В современных переводах…

6. рПЮЕНХ уРБУЙФЕМШ ЧЯЕИБМ Ч йЕТХУБМЙН ОБ ПУМЕ, Б ОЕ ОБ ВЕМПН ЛПОЕ?

чПРТПУ: рПЮЕНХ уРБУЙФЕМШ ЧЯЕИБМ Ч йЕТХУБМЙН ОБ ПУМЕ, Б ОЕ ОБ ВЕМПН ЛПОЕ?

пФЧЕЮБЕФ йЕТПНПОБИ йПЧ (зХНЕТПЧ):

пУЈМ (ЕЧТ. ИБНПТ) У ДТЕЧОПУФЙ Ч рБМЕУФЙОЕ ВЩМ ГЕООЩН ДПНБЫОЙН ЦЙЧПФОЩН. йЙУХУ иТЙУФПУ, ИПФС Й ВЩМ гБТЕН йХДЕКУЛЙН, ОП ЫЕМ ДПВТПЧПМШОП ОБ УФТБДБОЙС. рПЬФПНХ ПО ЛТПФЛП ЧЯЕИБМ ОЕ ОБ МПЫБДЙ, ЛБЛ ЪБЧПЕЧБФЕМШ, Б ОБ НПМПДПН ПУМЕ. ьФП УЙНЧПМЙЪЙТПЧБМП НЙТОЩК РТЙИПД нЕУУЙЙ, лПФПТЩК ЧПЪЧЕЭБМ ОБТПДБН НЙТ. пВ ЬФПН РТЕДЧПЪЧЕУФЙМ РТПТПЛ ъБИБТЙС: мЙЛХК ПФ ТБДПУФЙ, ДЭЕТШ уЙПОБ, ФПТЦЕУФЧХК, ДЭЕТШ йЕТХУБМЙНБ: УЕ гБТШ ФЧПК ЗТСДЕФ Л ФЕВЕ, РТБЧЕДОЩК Й УРБУБАЭЙК, ЛТПФЛЙК, УЙДСЭЙК ОБ ПУМЙГЕ Й ОБ НПМПДПН ПУМЕ, УЩОЕ РПДЯСТЕНОПК (ъБИ.9:9).

7. лБЛПК УНЩУМ ЙНЕМП лТЕЭЕОЙЕ йЙУХУБ иТЙУФБ?

чПРТПУ: лБЛПК УНЩУМ ЙНЕМП лТЕЭЕОЙЕ йЙУХУБ иТЙУФБ?

пФЧЕЮБЕФ УЧСЭЕООЙЛ лПОУФБОФЙО рБТИПНЕОЛП:

лПЗДБ йЙУХУХ ЙУРПМОСЕФУС ФТЙДГБФШ МЕФ, пО ЧЩИПДЙФ ОБ УМХЦЕОЙЕ. ьФП ФПФ ЧПЪТБУФ, У ЛПФПТПЗП ЙХДЕК РПМХЮБМ РТБЧП…

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию.

Поэтому праздник Входа в Иерусалим называется также Неделей ваий (пальмовых ветвей и верб) или Вербным воскресеньем. У нас во время празднования вайи заменяются вербой, поскольку она раньше других деревьев пробуждается после долгой зимы. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением…

ВЪЕЗД* В ИЕРУСАЛИМ НА ОСЛЕ (ИЗ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ МИФОЛОГИИ) 1

В евангелиях, у всех четырех евангелистов, имеется описание въезда Христа в Иерусалим на осле. Начинается этот эпизод так: Христос посылает двух учеников в ближайшую деревню, чтобы они там нашли связанного осла, отвязали его и привели к нему. Тогда он садится на этого осла и на нем въезжает в Иерусалим. Некоторые подробности этого эпизода остаются совершенно непонятными. Так, непонятно, почему ученики должны отыскать в близлежащей деревне непременно связанного осла. Кроме того, вполне загадочны и косвенные детали: то, что должен быть найден не один осел, а два, ослица с молодым ослом, и что Христос въезжает в Иерусалим на них обоих. Во всяком случае, роль второго осла, молодого, кажется необъяснимой.
Чтобы научно осветить это темное место в евангелиях, следует прежде всего внимательно посмотреть на весь эпизод в целом. Возьмем его по порядку у всех четырех евангелистов. Сперва перед нами рассказ, данный по…

Неделя 6-я Великого поста, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) в 2011 г. приходится на 17 апреля.

Праздник Входа Господня в Иерусалим называется так от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей в южных странах и верб в северных) также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Евангелисты повествуют об этом событии так: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим…

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя вайи

День Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, по словам святителя Амвросия Медиоланского, приходился на девятый день месяца, когда избирался пасхальный агнец, которого закалывали в четырнадцатый день.

Следовательно, Иисус Христос, как истинный Агнец, Который должен был претерпеть распятие в пятницу, вошел в Иерусалим именно тогда, когда избирался прообразовательный агнец.

Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом.

Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо - воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима - Вифании (Ин 11. 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, и оно потрясло сердца людей.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому…

Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим (Лук. 19,28-40)

Расстояние от Иерихона до Иерусалима составляло всего лишь около двадцати семи километров и Иисус почти достиг Своей цели. Иерусалим, конец Его пути, лежал перед Ним. У пророков была привычка, которую мы часто встречаем в Ветхом Завете. Когда слова уже не действовали, когда люди отказывались воспринимать и понимать устную весть, пророки прибегали к драматическому действию, которое производило неизгладимое впечатление на каждого. Он решил въехать в Иерусалим так, чтобы все видели, что Он - Мессия, Помазанный Богом Царь. Отметим несколько моментов в связи с въездом Иисуса в Иерусалим.

Этот въезд был тщательно запланирован и предсказан пророками за сотни лет, он не был каким-то импульсивным поступком. Иисус послал учеников, чтобы привели осла на котором еще никто не ездил. Обычно необъезженное животное непредсказуемо и неуправляемо, но в данной ситуации осел, вел себя смиренно и послушно. Бог подготовил и осла и хозяина молодого осла, для которого было достаточно слов: "Он надобен Господу", чтобы отдать его ученикам.

Этот въезд был также вызовом и свидетельством о беспримерном мужестве, ибо к этому времени уже было установлено вознаграждение за голову Иисуса. «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его». (Иоан.11:57).

При таких обстоятельствах было естественным, если бы Иисус, коль скоро Он вообще должен был пойти в Иерусалим, проскользнул бы туда незамеченным и скрывался где-то в глухих отдаленных улицах. Но Он въехал в Иерусалим как хозяин, сегодня Он должен быть в центре внимания, это Его город, Его народ. Смелость и бесстрашие Иисуса беспримерны.

Въезд Иисуса в Иерусалим следует рассматривать как открытое предъявление Своих прав называться Царем Иудейским, а также как окончательное исполнение пророчества в (Зах. 9:9) «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Но и в этом акте Иисус подчеркивал, Царем какого царства Он претендует быть. На Востоке осел, не был таким презираемым животным как у нас. Напротив, он считался там благородным. Лишь на войне цари появлялись на конях; когда же цари являлись с миром, они ехали верхом на осле. И Иисус въезжал в Иерусалим как Царь любви и мира, а не как победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа.

Этот въезд был последним воззванием к народу. Иисус явился как бы с умоляюще протянутыми руками, говоря: "Разве вы и теперь не признаете во Мне вашего царя?" Пока человеческая ненависть еще не распяла Его, Он еще раз обратился к людям с призывом любви.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему Иисус въехал в Иерусалим на осле?
  2. Кого символизирует осел везущий Иисуса?
  3. Почему фарисеев раздражает громкая хвала?
  4. Как реагируем мы на хвалу в храме?

Скорбь и гнев Иисуса (Лук. 19,41-48)

Плач Иисуса о Иерусалиме. Со склонов Масличной горы открывался прекрасный вид на Иерусалим: весь город лежал перед глазами. Иисус остановился у поворота дороги и оплакивал участь, ожидающую Иерусалим в будущем. Он знал, что ожидает его. Иудеи уже в ту пору были втянуты в политические интриги, завершившиеся в 70 г. по Р.Х. разрушением Иерусалима. Город был настолько разрушен и опустошен, что через центр его была пропахана плугом борозда. Трагедия иудеев заключалась в том, что, этого можно было бы избежать, если бы они узнали в Иисусе своего Мессию, и приняли Его как Господа и Спасителя своей жизни.

Слезы Иисуса - слезы Бога, проливаемые Им при виде бессмысленных страданий и боли, которые люди сами навлекают на себя своим безумным бунтом против Его воли. Далее речь идет о втором очищении храма. Лука приводит лишь краткое описание этого события; описание Матфея (Мат. 21,12.13) более полное. Почему же Иисус, бывший воплощением любви, поступал так резко и насильственно по отношению к менялам и торговцам в храме и в Его дворах и притворах?

Посмотрим сперва на менял денег. Каждый иудей мужского пола платил ежегодно налог на храм в размере половины сикля. В те времена эта сумма составляла двухдневное жалование работника. За месяц до наступления Пасхи во всех городах устанавливали киоски, где можно было уплатить его; но, пожалуй, большую часть налога платили паломники-иудеи в самом Иерусалиме, куда они приезжали на праздник Пасхи. В Иерусалиме были в обращении самые разнообразные монеты: греческие, римские, финикийские, сирийские, египетские. Но они не годились для уплаты храмового налога: его надлежало уплатить полсиклем. Вот тут-то и оказались нужными менялы денег. При обмене на полсикля монеты равной стоимости менялы брали в свою пользу одну коллибос - очень мелкую греческую монету. Такой меняла получал в год большой доход. Фактически, такие денежные операции были чистым грабежом и обманом людей.

Посмотрим и на торговцев животными. Почти каждое‚ посещение храма было связано с жертвоприношением животных. Их можно было купить за пределами храма по сходной цене, но администрация храма назначала специальных контролеров; потому что животное должно было быть без порока и пятнышек. Поэтому было надежнее купить животное для жертвы в палатках, специально установленных в храме. Однако животные в храме стоили во много раз дороже, чем за его пределами. И опять же это было чистым обманом бедных паломников. Иисус потому так неистово очистил храм. Дело не только в том, что купля и продажа нарушали достоинство и торжественность богослужения: но и в том, что само богослужение в доме Господнем превращалось в торговлю.

В поступке Иисуса, учившего в дворах храма, видны невероятные смелость и мужество. Это был открытый вызов. В то время власти не могли арестовать Его, потому что весь народ слушал каждое Его слово. Но каждый раз, когда Он говорил в храме, Он рисковал Своей жизнью, И он хорошо знал, что это только вопрос времени: конец Его предрешен. Мужество каждого христианина должно быть подобным мужеству нашего Господа. Он подал пример, и нам никогда не должно быть стыдно, показать людям, чьи мы и кому служим.

ВОПРОСЫ:

  1. Что происходит с тем народом, который осознанно отвергает Спасителя?
  2. Почему Иисус так строго повел Себя в храме?
  3. Почему Он плакал об Иерусалиме?
  4. Приходилось ли вам плакать за людей отвергающих Хритса?

Пастор Сергей. (Некоторые выдержки взяты из комментария Баркли).

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 1-18.

12.1. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

12.2. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

12.3. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

12.4. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

12.5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

12.6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

12.7. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

12.8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

12.9. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

12.10. Первосвященники же положили убить и Лазаря,

12.11. потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12.12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

12.13. взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

12.14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

12.15. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

12.16. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

12.17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

12.18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

(Ин. 12, 1-18)

Сегодня, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, за богослужением читается Евангелие от Иоанна.

На другой день после вечери в доме воскрешенного Им Лазаря Господь направился в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное пророками о Нем как о Мессии.

И тогда люди, знавшие о чуде воскрешения Лазаря, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12-13).

Ветхий Завет упоминает о пальмовых ветвях как о символе радости. С ними встречали царей, победителей и героев. Еврейское слово «осанна» означает «спаси сейчас». Слово это не всегда понимают правильно, переводя зачастую как «хвала».

Во Второй и Четвертой книгах Царств (2 Цар. 14, 4; 4 Цар. 6, 26) это слово употреблено людьми, которые искали помощи и защиты у царя. Таким образом, мы видим, что кричавшие «осанна» не славили Христа, как это часто преподносится, а взывали к Богу, чтобы Он вмешался в ход истории и даровал спасение Своему народу.

Мы видим, что люди встречали Иисуса Христа как победителя, но, ожидая от Него избавления от владычества Рима, не понимали, что Он желал освободить от греха.

Из Вифании в Иерусалим было два пути: один огибал Елеонскую гору с юга, а другой шел через самый верх горы и был короче, но труднее и утомительнее. В Палестине было мало коней, потому как восточные правители отправлялись на конях исключительно на войну. В мирное же время обычно путешествовали на ослах. Таким образом, въезд Господа Иисуса Христа во Иерусалим на осле был символом мира.

Евангелист Иоанн указывает, что это было исполнением пророчества Захарии, которое полностью звучит так:

Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9)

Господь въезжает в Иерусалим на молодом осле, обращая на Себя особое внимание как Своих последователей, так и врагов.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так как все цари их были по большей части несправедливы и корыстолюбивы, предавали их врагам, развращали народ и подчиняли его неприятелям, то и говорит: не бойся; этот (Царь) не таков, но кроток и незлобив. Не войском окруженный, вошел Он, а имея при Себе одного осла».

Иисус являет Себя Мессией, Спасителем человечества. Но иудеи ожидали от Него не духовного богатства, а земного.

Как часто мы, дорогие братья и сестры, возлагаем на Бога надежды только о земном благополучии, забывая, что Царство Его не от мира сего. Будем же помнить, что Господь готов щедро наделять нас духовным богатством. От нас требуется лишь желание принимать благодать Божию в свое сердце, очищая его непрестанными трудами.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Loading...Loading...