Образцы характеристик на руководителей. Как правильно написать характеристику? Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя Пользуется авторитетом и уважением

НАТА КАРЛИН

Авторитет рассматривается в обществе, как следствие уважения окружающих к моральным качествам определенной личности. Без уважения не добиться авторитета. По большому счету, понятие термина «авторитет» не укладывается в определенные рамки. Стандартных фраз и шаблонов не придумано для тех, кто стремится его добиться. Однако рассказать о том, что такое авторитет и его взаимосвязь с уважением все же можно.

Авторитет и уважение: кому это нужно?

Каждый человек, который ставит перед собой цель – добиться авторитета в определенном круге общения, должен четко знать, зачем ему это нужно. Ведь, стать авторитетным человеком, значит, пройти через критику, недовольство и лесть. Готовы вы принять справедливые замечания и пересмотреть свое поведение, мировоззрение и отношение к окружающим? Кроме того, вам придется выслушивать массу советов, отбиваться от лестных признаний тех, кто ищет вашей благосклонности. Если ваша цель – получить массу льстецов вокруг и добиться именно такого признания, то вы на верном пути.

Для людей всех, без исключения, невозможно быть хорошим, потому придется пройти и через признание, и через отвержение ваших утверждений и взглядов. В противном случае, угождая всем и каждому, вы добьетесь обратно противоположного – станете человеком из категории «и нашим, и вашим».

Воспитание характера, как первая ступень к авторитету

Кроме того, приобретенный багаж знаний должен быть подкреплен достаточным опытом, и чертами характера человека. Основными составляющими авторитета личности считаются следующие:

Упорство в достижении поставленной перед собой цели, иными словами – целеустремленность. Это человеческое качество, подкрепленное опытом, знаниями и умениями приводит к весомым результатам. Благодаря достигнутым высотам, человека, меняется отношение к нему окружающих. Рано или поздно, видя ваши победы, люди станут обращаться за советом, и считаться с вашим мнением;
Собственное мнение, подкрепленное четкими фактами должно быть последовательным. Вряд ли человек, у которого «семь пятниц на неделе» сможет убедить окружающих в том, что его суждение единственно верное и правильное. Но грамотный и образованный человек, при этом, уважает чужое мнение, прислушивается к нему, и выделяет для себя рациональное зерно. Если вам указали на то, что вы не правы в каком-то аспекте, ищите правду в авторитетных источниках. Через некоторое время к вам придет сознание правильности ваших суждений, уже на основе собственных выводов и личного опыта;

Вы должны быть «несгибаемой» личностью. Все окружающие должны знать, что в вас есть внутренний «стержень» и согнуть вашу волю просто невозможно. Нельзя останавливаться в тот момент, когда на горизонте начинают маячить трудности. Не паникуйте, и не бросайтесь в крайности при выборе правильного варианта решения проблемы. В любом случае вы должны излучать спокойствие и уверенность, чтобы люди знали, что вы видите выход из любой, даже самой сложной ситуации;
Авторитетная личность всегда в курсе последних событий, касающихся конкретной сферы деятельности. Однако о том, что происходит в окружающей действительности – преимущество, которое характеризует вас, как разносторонне развитую личность;
Авторитетный человек не «бросает слов на ветер». Каждое его обещание – это гарантия того, что оно будет исполнено в обязательном порядке. Обещание, данное человеку, должно быть исполнено в полном объеме и в установленные сроки. Тогда вас все будут считать человеком слова, достойным уважения;
Умение делиться опытом, и обучать. Человек может считаться знатоком в своей области, но к нему никто не придет за советом или знаниями, если он не умеет развернуто ответить на поставленный вопрос, или разъяснить «на пальцах» то, что от вас требуется. Односложные ответы и отмашки не сделают вас авторитетным человеком в коллективе;
Зазнайка или не добьется уважения. Кто знает, чего ожидать от него в дальнейшем? Люди побаиваются таких, сторонятся их, и стараются не обращаться с разговорами и просьбами. Подобные личности могут себе позволить повышать голос на подчиненных, едва придя к власти. Недовольство собой и чувство неудовлетворенности жизнью толкают на унижение тех, кто слабее их, и не ответит на оскорбление из боязни быть уволенным или гонимым в коллективе;
Уважение к людям — главное качество авторитетной личности. Не зря в народе бытует пословица о том, что человек должен относиться к окружающим так, как желает, чтобы относились к нему. Проявляя уважение к людям вокруг, вы посылаете сигнал их подсознанию, что хотите общения, и настраиваетесь на их волну. Вы легко установите контакт с теми, кого сами считаете авторитетом, и теми, кто видит в вас личность;

Не самоуверенность на пустом месте, а уверенность человека, который знает, что прав, и переубедить его сложно. Уверенный в себе человек спокойно выслушает справедливую критику и замечание в свой адрес, сделает соответствующие выводы, и постарается измениться в лучшую сторону;
Люди увидят плоды ваших усилий, и только тогда они будут уверены в вашей правоте и авторитете. Это касается успехов в самых разных областях деятельности – учебе, спорте, работе, бизнесе и т.д. Сделайте то, что вы умеете, и принесите своими действиями пользу окружающим, и вы станете на шаг ближе к признанию вас авторитетной личностью.

Авторитет и уважение в коллективе

Сложно понять, зачем вам нужен авторитет, и с чего начать его завоевывать. Остальное – дело техники. Авторитет в коллективе определяет уровнем уважения, которое испытывают к вам коллеги по цеху. Достижение этого статуса дает массу преимуществ его обладателю. Самое важное – чувство удовлетворения собой, и возможность обрести единомышленников и последователей. Для руководителя авторитет – единственный шанс сделать коллектив единой группой людей, стремящихся к процветанию собственной фирмы, и работающих с энтузиазмом на благо общего дела.

Однако тому, кто только пришел в новый коллектив, завоевать уважение коллег – первостепенная задача. От этого зависит дальнейшая работа и отношения с сотрудниками. Чтобы не попасть впросак в первый же день на рабочем месте, старайтесь меньше говорить о себе, больше слушать.

Еще некоторое время вы будете чужаком, с которым делиться тайнами и откровенничать не будет никто. Присматривайтесь, прислушивайтесь, и задавайте ненавязчивые вопросы, чтобы уяснить правила, по которым живет и общается данное сообщество людей. Старайтесь не слишком надоедать вопросами или выражением собственного мнения, чтобы не показаться навязчивым и нетактичным. Запоминайте имена, отчества и фамилии каждого члена коллектива, чтобы не обижать человека невежливым обращением. Не вступайте в конфликты ни с кем, ни с лидерами, ни с изгоями. Сохраняйте нейтралитет до тех пор, пока четко не решите, к какой из групп вам примкнуть.

К каждому члену коллектива подбирайте собственный подход. Старайтесь не показывать , потому что есть люди, которые юмора не понимают, и обидятся на вашу невинную шутку. Не делитесь собственными наблюдениями ни с кем из окружающих. Пока вы не знаете людей, может случиться, что доверили сокровенное первому сплетнику. Спрашивайте совета, и обращайтесь за помощью по вопросам, касающимся непосредственно трудовой деятельности. Участвуйте в мероприятиях и вечеринках, которые проводятся в офисе, фирме или заводе. Не рассказывайте о себе все в мельчайших подробностях, но не будьте скрытным и нелюдимым.

Не отказывайте в помощи никому, но не давайте использовать себя. Нужно четко расставить границы дозволенного, за которые заходить не станет никто. Не отказывайте в резкой форме, объясните нежелание помочь в очередной прихоти тем, что у вас слишком много обязанностей, и на это нет свободного времени. Успех в новом коллективе зависит от того, насколько вы загоритесь идеей общего дела, которым заняты люди здесь долгое время. Новые идеи и оригинальные решения заставят признать в вас интересную личность даже самых закостенелых скептиков. Ваш авторитет напрямую зависит от того, насколько уважительно вы относитесь к сотрудникам.

Вы добились желаемого – авторитета в коллективе. Теперь не , и поисками истоков и причин нового статуса. Пользуйтесь положением, но не забывайте, что потерять авторитет гораздо легче, чем приобрести. В вашем поведении и отношении к окружающим не должно измениться ничего. Самосовершенствование и целеустремленность так и останутся спутниками человека, пользующегося уважением окружающих, на всю жизнь.

Авторитет женщины в трудовом коллективе

Женщине сложно добиться карьерных высот в мире, которым правят мужчины. Им постоянно что-то мешает – семья, быт, импульсивность. Однако большинство дам мечтает работать в коллективе мужчин. Почему? В этом есть множество плюсов:

Мужчины не сплетничают;
Не строят друг другу козней;
Сдержаны, и не позволяют эмоциональной стороне характера взять верх над профессионализмом.

Прежде чем решаться на работу среди мужчин, женщина должна знать, что требования к ее характеру и знаниям будут предъявляться, как к представителю мужского пола. Чтобы заслужить уважение мужчин, ей необходимо поставить себя на их уровень, и жить по новым правилам.

Готовьтесь к тому, что коллеги по работе, находящиеся с вами на равных должностях, будут всячески доказывать вашу несостоятельность как специалиста. Делают они это не со зла, в них говорит ущемленное мужское самолюбие, и вечный страх мужчин оказаться слабее женщины.

Не обижайтесь на них за это и не мстите. Гордитесь, что мужчина увидел в вас соперницу, достойную во всех смыслах. Чтобы найти компромисс, выслушайте его мнение, и примите к сведению высказывания и мысли. Возможно, в будущем вы станете единомышленниками, если с самого начала сотрудничества не разрушите все . Ведите диалог, не высмеивайте, и делайте вид, что не замечаете ошибок и просчетов. Совершенствуйтесь в собственном профессионализме, уважайте мнение окружающих, и запасайтесь знаниями.

Для директора-мужчины важно видеть в вас надежного и знающего работу сотрудника. Выполняйте в срок поручения, не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Проявляйте свои таланты, будьте инициативным и . Высказывайте обоснованные предложения и собственное мнение.

Сложнее, если вы находитесь в роли руководителя, и вам необходимо добиться уважения и авторитета среди подчиненных-мужчин. В данном случае, важно научиться контролировать себя. Нужно четко формулировать мысли, давать обоснованные и логичные задания, и не показывать, что вы в чем-то не уверены.

20 января 2014, 12:40

Образец характеристики с места работы довольно востребован. Как правило, такая характеристика нужна при устройстве на новую работу, для подачи в суды и правоохранительные органы, в органы опеки и попечительства, в банки при получении кредита. Также она может понадобиться в ряде других случаев. В статье вы найдете советы по написанию характеристики и несколько образцов.

Характеристика с места работы

Несмотря на то что многие считают характеристику с места работы пережитком прошлого, этот документ до сих пор востребован. Характеристика с места работы представляет собой оценку работодателем профессиональных и личностных качеств в отношении действующего или уволившегося сотрудника. Неоднозначное отношение к этому документу объясняется тем, что к его содержанию большинство работодателей подходит достаточно формально и такие характеристики, как правило, не имеют никакой реальной индивидуальной принадлежности. Соответственно, содержание такой характеристики может вызывать сомнение.

Какой-то конкретной формы характеристики с места работы нет, но имеются общепринятые правила ее составления. Так, характеристика обычно содержит следующие сведения:

  • Данные о лице, которому выдается характеристика, которые включают в себя ФИО лица, сведения о дате рождения, семейном положении, воинской службе, образовании, а также наличии различных регалий.
  • Сведения о работе. Данный раздел содержит информацию о стаже работы, о начале работы и ее окончании (в случае если работник уже не работает в данной организации), о кадровых передвижениях в рамках компании, которая выдает характеристику. Необходимо отметить трудовые достижения и профессиональные навыки лица. Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом также стоит указать в характеристике. При наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т. п.) или дисциплинарного взыскания, данные сведения стоит указать.
  • Личностные характеристики. Данная информация, наверное, является самой значимой частью всей характеристики. Она может содержать различные сведения, касающиеся личных качеств лица. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества. Если же работник является исполнителем, то можно указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т. д. Также в данном разделе можно указать на взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением, или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

В зависимости от внутренних правил, действующих в организации, характеристика может оформляться как на бланке, в котором указаны реквизиты организации, так и без бланка, но реквизиты в этом случае также должны быть указаны. Если характеристика с места работы предоставляется по официальному требованию какого-то учреждения, то следует указать, куда данная характеристика предоставляется. Для придания характеристике юридической силы ее подписывает лицо, ответственное за выдачу такого документа. Это может быть как сотрудник кадрового отдела, так и непосредственно руководитель организации. Помимо этого обязательно нужно проставить дату выдачи документа.

Примеры характеристики с места работы

Вот несколько примеров готовых образцов характеристики с места работы.

1. (на бланке организации)

«______» _______________ 20___

Характеристика

Выдана ______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

ФИО работа(-ет/-л) в ____________________________________________ начиная с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

ФИО обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

ФИО зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию новационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

___________________ ___________________

Не знаете свои права?

Светлана Савостьянова
Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя

Воспитатель (Ф. И. О.) осуществляет педагогическую деятельность в нашем образовательном учреждении с ___ года. В ___ году окончила (учебное заведение) по специальности (специальность) . Имеет ___ квалификационную категорию по должности «воспитатель » .

(Имя, отчество) - воспитатель с высоким творческим потенциалом, имеющий хорошую теоретическую и методическую подготовку, успешно применяющий в своей профессиональной деятельности новые современные подходы в области педагогики.

(Ф. И. О) постоянно совершенствует свой уровень педагогического мастерства на курсах, семинарах, методических объединениях города Москвы :

(перечисление всех пройденных курсов повышения квалификации, участие в конференциях, вебинарах.)

(Ф. И. О) пользуется уважением у коллег и родителей. Дети очень любят своего педагога. (Имя, отчество) обладает грамотной, выразительной, образной речью . Всегда доброжелательна, внимательна и тактична в общении с коллегами, родителями и детьми. С большим удовольствием участвует во всех развлекательных мероприятиях для детей, играя разные по характеру роли . Очень артистична, эмоциональна, сама подбирает и изготавливает костюмы и атрибуты, необходимые для роли. (Имя, отчество) всегда участвует в районных, окружных и городских конкурсах в номинациях "Творчество педагогов и детей". Неоднократно награждалась дипломами и благодарственными письмами :

(перечисление дипломов, грамот, благодарственных писем)

(Имя, отчество) знает и соблюдает все формы нравственного поведения и применяет моральные нормы в общении с детьми и коллегами, соблюдает принципы профессиональной этики, толерантности, обладает педагогическим тактом. В педагогической работе с детьми всегда использует индивидуальный подход, учитывая индивидуальные особенности воспитанников . (Ф. И. О.) умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника . Отмечает даже маленькие достижения ребенка, демонстрирует родителям, сверстникам, педагогам ДОУ его успехи.

Педагогом накоплено, разработано и систематизировано большое количество упражнений, игр, пособий, разработанных конспектов занятий для работы с детьми.

(Имя, отчество) пользуется авторитетом и уважением в коллективе, ее выступления на педагогических советах и семинарах вызывает интерес у коллег. Свой опыт работы она представляет на различных мероприятиях в ДОУ, районе, округе и городе Москвы :

(перечисление мероприятий)

(Имя, отчество) систематически анализирует уровень усвоения программного материала воспитанниками . Педагогическую работу строит в соответствии с нормативной базой и программно-методическими требованиями к организации работы с детьми дошкольного возраста. Организует образовательную деятельность детей с учетом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей дошкольников. Для того чтобы повысить интерес детей к обучению и осознанному усвоению знаний, (Имя, отчество) использует новые технологии, компьютерные программы для проведения различных форм деятельности.

(Имя, отчество) регулярно публикует свои методические разработки в СМИ :

(перечисление публикаций с указанием номеров сертификатов)

(Ф. И. О.) - добрый и отзывчивый человек, свои отношения с коллегами строит на доверии, уважении и требовательности, принимает активное участие в общественной жизни детского сада.

За личные и профессиональные качества (Имя, отчество) пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и родителей воспитанников .

Авторитет руководителя - это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя : высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет - это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль.

Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.

Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой человек, который опирается не столько на власть, сколько на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы. И это понятно: чем авторитетнее человек, тем больше к нему доверия, уважения, внушающего и убеждающего воздействия его слова. Сила руководителя – в умении слить воедино должностной авторитет и авторитет личности.

Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.

Люди придают большое значение характеру руководителя, они предпочитают иметь руководителя с положительным характером, чем с большими способностями.

В жизни нередки случаи, когда руководитель, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие неавторитетности его намерения не поддерживаются, а воздействия имеют небольшой эффект.

Авторитет руководителя зиждется на двух источниках: его должностном статусе (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.

Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный к себе и другим, справедливый, нравственно чистоплотный.

Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе; такой руководитель способен понять и проблемы отдельного человека, ощутить, кто в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, обладает развитой способностью понимать и ясно выражать интересы всего коллектива. Способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы.

Руководитель, пользующийся реальным авторитетом, – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством» , а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей, ведет их, а не являет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто, а когда делает, то делает так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе.

Ошибочно утверждение, будто люди считаются с тем руководителем, которого боятся. Здесь допускается явное смешение подлинного авторитета с категорией совершенно другого порядка. В этом убеждают многочисленные факты. Часто мы являемся свидетелями того, как подчиненные резко изменяют свои оценки, как только человек перестал быть их руководителем. Подобная метаморфоза – лишь свидетельство того, что авторитета у руководителя не было и в помине.

Была лишь потребность у подчиненных удержаться на работе, поступаясь ради этого, как ни печально, в чем-то и человеческим достоинством.

Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями.

Служебное положение, разумеется, является источником авторитета, но авторитет должности не может сколько-нибудь долго компенсировать недостаточность авторитета личности: проходит некоторое время, и чары, навеянные служебным положением, рассеиваются.

Подлинный, уважающий себя руководитель нуждается только в истинном, реальном авторитете, который не выдается вместе с должностью.

Далеко не всегда руководитель понимает то, что объективный подход к оценке как самого себя, так и подчиненных составляет непременное условие его авторитета.

«Эффект должностного авторитета»
носит временный характер, когда человека распознают, все становится на свои места, а руководитель скоро начинает сознавать иллюзорность представлений о мере своего авторитета.

Уместно отметить, что самомнение руководителя нередко питается неумеренными восхвалениями подхалимов, которые, случается, конкурируют между собой: кто подобострастнее выскажется о его уме, таланте и прочих достоинствах.

Руководитель, предрасположенный к завышенной самооценке, обычно проявляет склонность к принижению результатов работы подчиненных; их достижения расцениваются им не иначе, как собственные, тогда как своя деятельность безмерно превозносится.

Необоснованно высокая оценка руководителя, подогреваемая болезненным самолюбием, оказывает на коллектив весьма неблагоприятное влияние, тогда как при адекватной самооценке и остальные работники проявляют понятную скромность в понимании своих успехов, что благоприятно сказывается на контактах между ними, на всем социально-психологическом климате в коллективе.

Когда руководитель не оправдывает ожидания подчиненных, в коллективе, как правило, появляется неформальный лидер. С этого момента авторитет руководителя, а значит, и результаты деятельности становятся зависимыми от его сотрудничества с ним. Если руководитель не сумеет добиться этого, то может сложиться ситуация, при которой неформальный лидер приобретает растущую власть и станет, если захочет, управлять самим руководителем. Уже по этой причине последнему приходится неустанно работать над тем, чтобы оправдывать ожидания подчиненных и поддерживать свой авторитет, памятуя о том, что он легко может быть потерян.

Встречаются руководители, стремящиеся любой ценой выглядеть в лучшем свете, завоевывать и поддерживать свой авторитет, не гнушаясь и негодными методами. Они способны затушевывать неполадки в работе, прибегать к очковтирательству и припискам, вступать с, подчиненными в панибратские отношения, потакать настроениям отсталой части коллектива и смотреть сквозь пальцы на нарушения дисциплины, предоставлять незаслуженные материальные блага.

Не лучшим представляется и авторитет, утверждаемый посредством высокомерия и подавления личности подчиненных. Этот авторитет мнимый, и его последствия печальны. Под началом такого руководителя особенно трудно приходится мыслящим людям, поскольку в коллективе возникает атмосфера равнодушия, не позволяющая реалистично и заинтересованно обсуждать возникающие проблемы и находить оригинальные решения.

Уважающий себя руководитель не будет стремиться также к тому, чтобы казаться авторитетным, прибегая к помощи вышестоящего руководства, хотя с подобными явлениями, к сожалению, сталкиваться приходится. Руководитель, располагающий истинным авторитетом, имеет «свое лицо».

Подчиненным импонирует руководитель, не пытающийся уходить от ответственности и смело принимающий назревшие решения, способный идти на оправданный риск, не боящийся конкуренции своих сотрудников и всячески поощряющий их полезную инициативу. Между тем не перевелись еще такие руководители, которые не считают зазорным перекладывать на подчиненных вину за собственные упущения. Но они, естественно, не могут рассчитывать на авторитет в коллективе.

Авторитет руководителя определяется и тем, насколько он владеет знаниями., навыками и умениями, соответствующими условиям социально-психологической компетентности, к которым относятся умения: ориентироваться в происходящих социальных явлениях; определять личностные особенности и эмоциональные состояния подчиненных; выбирать адекватные способы отношений с людьми в процессе взаимодействия с ними; поставить себя на место другого человека; мотивировать себя и других.

На этапах формирования и поддержания своего авторитета руководителю полезно усвоить и некоторые постулаты эффективного управления. Приведем некоторые из них:

  • Руководитель, прежде всего, является специалистом в области организации совместного труда.
  • Управление – это не сама по себе команда, а достижение цели.
  • Честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя.
  • Для успешного руководства другими надо, прежде всего, уметь управлять собой.
  • Единство слова и дела – необходимое условие неформального авторитета руководителя.
  • Люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему свои ошибки.
  • Искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое «я» на второй план.

Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания.

Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.

Можно со всей уверенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»

Д О К Л А Д

к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г.

Подготовила:

Пархоменко А.Ю.

Г. Орехово-Зуево, 2010 г.

Педагогические условия процесса формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, - это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств», а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».

Педагог, пользующийся авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.

Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим...

Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения, профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…

Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Иногда эта мечта сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.

Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения, эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося. От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.

Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:

1. Культура педагогического мышления , когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.

2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.

3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.

4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения , умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.

5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.

6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика , учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.

7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так и во внеурочной работе.

8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.

Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник .

При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается 87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов. Итоги таковы:

Ответ

по

тесту

С о д е р ж а н и е т е с т а

Количество

студентов

Процентное соотноше

ние

1. По-моему, хуже всего, когда педагог:

Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними

65,4

Вызывает дух соперничества в коллективе

17,3

Недостаточно знает свой предмет

17,3

2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход

38,7

Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете

29,3

Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение.

3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему:

Да

Нет

34,7

Все равно

13,3

4. Обращаюсь за советом к преподавателю :

Часто

Loading...Loading...