Устойчивое развитие региона. Перспективы развития

Мировая экономика находится в поисках нового вектора развития с учетом вызовов ХХI века (рост и старение населения, изменение климата, исчерпание невозобновляемых ресурсов). Ответом на эти вызовы стало внедрение концепции устойчивого развития и формирование новых индустрий «зеленой экономики».

Устойчивое развитие в мире

Тема устойчивого развития появилась в программных документах и законодательстве развитых стран, международных конвенциях и документах территориального планирования более 20 лет тому назад и стала одним из основных мировых трендов в развитии городов. Технологические прорывы последних десятилетий в управлении ресурсами, в информационно- коммуникационной сфере, в создании новых материалов заложили фундамент устойчивого развития городов. Устойчивое развитие подразумевает сбалансированный подход к экономическому росту, социальному прогрессу при сохранении качества окружающей среды. Концепция устойчивого развития базируется на стремлении удовлетворять потребности человека и обеспечивать рост благосостояния населения, инновационности и развития экономики знаний, энергоэффективности, экологической устойчивости, а также на изменении модели потребления в целом.

Важную роль в рамках внедрения в России принципов устойчивого развития и построения «зеленой экономики» могут играть компании финансового сектора, реализующие практики «ответственного финансирования». По моему мнению, хорошие перспективы в этой области имеют инициативы внедрения «зеленой сертификации», выпуска «зеленых облигаций», а также создания «зеленого фонда» по аналогии с лучшими практиками в странах БРИКС.

Александр Бычков , председатель Совета директоров Агентства «Эс Джи Эм»

Так, в странах Северной Европы акцент делается на решение экологических проблем, в Западной Европе и США активно развиваются проекты, направленные на совершенствование городской среды и эффективное управление городским хозяйством; в развивающихся странах (Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии) большое внимание уделялось экономическому развитию городов на принципах низкоуглеродной экономики. В таких странах, как Австралия, Канада, Нидерланды, Швеция, реализуются проекты по переводу всех зданий на нулевой энергетический баланс, в ряде европейских стран запланировано отказаться в ближайшие 10–15 лет от автомобилей с бензиновыми двигателями (Норвегия, Нидерланды) и от производства невозобновляемых источников энергии (Дания).

Заметим, что в других странах ЕАЭС уже имеется опыт долгосрочного стратегического планирования в области устойчивого развития (далее - «УР»). Так, в Казахстане в 2013 году была принята «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», рассчитанная на период до 2050 года. Республика Беларусь вместе с Евросоюзом в 2016 году начала реализацию проекта развития «зеленой экономики».

Первые документы в сфере УР в России были приняты по итогам подписания программных документов на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (подробнее о реализации Россией международных климатических соглашений читайте в статье этого номера «Лес или «зеленые технологии»?). В 1996 году Президент РФ утвердил Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию.

Но Россия пока отстает в процессе внедрения принципов устойчивого развития как от ведущих развитых стран, так и от многих развивающихся. Долгосрочная стратегия устойчивого развития в России до сих пор отсутствует, но за последние пять лет отдельные принципы устойчивого развития все чаще используются в законодательных актах и постановлениях правительства, были приняты нормативные акты по многим отдельным аспектам УР. Это особенно заметно на примере последних инициатив изменения законодательства, в частности в сфере экологии.

Устойчивое развитие регионов России

Принципы устойчивого развития учитываются при разработке стратегических и программных документов в некоторых городах и регионах. Вместе с тем декларирование принципов устойчивого развития зачастую никак не отражается в реально проводимой региональной политике.

Достижению устойчивого развития регионов, как и страны в целом, пока мешает сильная дифференциация уровня экономического развития и качества территориального планирования между различными регионами и муниципалитетами внутри регионов. Так, результаты Рейтинга УР городов России, ежегодно составляемого Агентством «Эс Джи Эм», показывают, что для большей части субъектов Федерации характерен существенный дисбаланс между развитием крупнейшего города (как правило, регионального центра) и других крупных городов. Для построения рейтинга использовался опыт рейтингования PWC, McKinsey, EY, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital.

Наиболее заметно эта тенденция проявляется в Липецкой, Владимирской, Свердловской, Оренбургской областях, Удмуртии, Алтайском крае.

Положительные примеры относительно высокой степени сбалансированности развития крупнейших городов на территории демонстрируют Калужская, Саратовская, Ульяновская, Вологодская, Тульская области.

Минэкономразвития России разрабатывает и реализует план действий по достижению сокращения объема выбросов парниковых газов. В 2009 году Президентом РФ утверждена Климатическая доктрина России. Утверждение Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2009 году стимулировало меры по совершенствованию энергетической политики. По отдельным аспектам устойчивого развития в России приняты нормативные акты, которые затрагивают вопросы устойчивого развития в городах: Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, Государственная программа РФ «Содействие занятости населения», поправки в Закон «Об отходах производства и потребления», Стратегия развития промышленности стройматериалов, предполагающая стремление к большей энергоэффективности производства.

Если мы задаемся целью построить «умный город», то в первую очередь надо думать о комплексной интеллектуализации различных систем: энергетики, водоснабжения и водоотведения, зданий и сооружений, транспорта, госуслуг. Для этого необходимо провести серьезный объем работ в области оснащения полевого уровня средствами изменений и сбора данных, развития IT-инфраструктуры и инфраструктуры связи, внедрения интеллектуальных программно- технических комплексов, создания централизованных платформ управления городом.

Максим Агеев, директор Глобальной дирекции по сервисам в области энергетики и устойчивого развития Schneider Electric в России и СНГ

Устойчивое развитие на муниципальном уровне

Принципы устойчивого развития на местном уровне пока в той или иной мере внедряются только в отдельных российских городах. Сохранение относительно высоких уровней экономического развития в городах происходит зачастую в ущерб состоянию окружающей среды и качеству городской среды. Положение городов в рейтинге УР в первую очередь определяется их экономическим развитием, экологический фактор, напротив, оказывает разнонаправленное влияние: снижает позиции городов-лидеров и повышает позиции городов- аутсайдеров. Хотя существуют и примеры социально ответственных крупных российских компаний. Важную роль в продвижении устойчивого развития в городах России играют компании-лидеры со своими крупными корпоративными проектами.

Развитие подавляющего большинства крупных российских городов сегодня нельзя назвать сбалансированным и устойчивым. Анализ динамики результатов рейтинга устойчивого развития городов РФ за последние три года показывает: чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического прогресса, тем более стабильно он развивается в период экономической «турбулентности» или экономического спада.

Основные препятствия внедрения принципов устойчивого развития в российских городах: сложность восприятия темы устойчивого развития, недостаточность опыта и экспертизы и низкая квалификация кадров у муниципалитетов, краткосрочность горизонтов планирования. Так, Фонд развития моногородов выделяет обучение муниципальных управленческих команд как одно из трех базовых направлений деятельности по решению проблем моногородов. Первая программа обучения управленческих команд была реализована бизнес-школой «Сколково» для Фонда в 2016 году.

Особую важность для российских городов в настоящее время представляют вопросы управления устойчивым развитием, а именно определение грамотной системы приоритетов и налаживание эффективного взаимодействия между различными структурными подразделениями городских администраций.

Принципы эффективного менеджмента предполагают, что для успешного управления городами требуется определить качественные и измеримые показатели деятельности. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует общепризнанный индикатор результативности развития городов в области устойчивого развития. Подобным комплексным и качественным инструментом оценки может стать вышеупомянутый рейтинг УР городов России.

Международные стандарты в области устойчивого развития

В 2014 году Международной организацией по стандартизации были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления: ISO 18091 и ISO 37120.

Стандарт ISO 18091:2014 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местном самоуправлении» отражает взгляд на административно- хозяйственную и управленческую деятельность в городах со стороны администрации. В частности, он позволяет выстроить систему приоритетов, определить проблемные области, задачи социально-экономического развития городов. Данный стандарт использует 39 показателей и предлагает систему оценки четырех основных направлений деятельности администрации (институтов управления, экономической и социальной сфер и поддержания высокого уровня окружающей среды).

Анализ эффективности муниципального управления по стандарту ISO 18091 позволяет также выявить приоритетные направления внедрения информационно-технологических решений в различных сферах жизни города и разработать «дорожные карты» внедрения конкретных IT-решений, таких как создание интеллектуальных транспортных систем, систем безопасности, налогового и финансового администрирования.

Стандарт ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие населенных пунктов - показатели эффективности работы городских служб и качества жизни» предлагает универсальную систему показателей для оценки эффективности и динамики предоставления муниципальных услуг и качества жизни в городе, состоящую из ста индикаторов (основных и вспомогательных), охватывающих 17 направлений. В том числе оцениваются эффективность работы энергетики, систем транспорта, связи, водоотведения, водоснабжения, сбора и утилизации твердых бытовых отходов и др. Этот стандарт предоставляет качественные инструменты для сравнения устойчивости развития различных городов и оценки эффективности деятельности городских властей со стороны всех заинтересованных сторон (федеральных и региональных властей, бизнеса, населения).

Внедрение обоих стандартов позволяет повысить прозрачность деятельности городских властей, уровень доверия к ним со стороны населения, наладить координацию и взаимодействие между различными подразделениями городских администраций и в конечном итоге способствует выработке обоснованных управленческих решений и повышению качества жизни в городах.

Опыт проведения международных спортивных мероприятий и саммитов стимулирует руководителей городов к внедрению международных стандартов в области устойчивого развития. Так, города проведения Чемпионата мира по футболу 2018 должны следовать стандарту ISO 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий», стандарту экологического менеджмента ISO 14001, национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007, а также национальным и международным стандартам в области «зеленого строительства».

«Умные города»

Планирование и управление устойчивым развитием города сейчас остро нуждается не только в новых теоретических подходах, но и в разработке соответствующей методологии, внедрении современных технологий. В последние два десятилетия отмечается рост интереса к тематике «умных городов». Предполагается, что «умный город» должен характеризоваться высокоэффективной экономикой, управлением, высоким уровнем качества жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде и населением, которое активно участвует в жизни города.

Важным элементом функционирования «умных городов» является активное внедрение информационных технологий, а именно - автоматизированных интеллектуальных систем управления и контроля различных сторон жизни города: жилищно-коммунального хозяйства, городского автомобильного движения, общественного транспорта, туризма, общественной безопасности, системы образования, здравоохранения, энерго-, водоснабжения и экологической ситуации в систему управления городом. Внедрение и инновационное использование информационных технологий (интеллектуальных систем «умного города») способствуют повышению качества и оперативности управления городов, снижению административных издержек и улучшению уровня и качества жизни населения.

В последнее время в Европе получил распространение формат «смарт билдинг» («умные дома»), основанный на двух разных подходах. Первый - строительство дома с нулевым потреблением, то есть здания, способного покрыть свои потребности в энергоснабжении за счет собственных возможностей, например использования солнечной или ветряной генерации электроэнергии или низкопотенциального тепла грунта, воды. Второй подход - «позитивные» дома, которые генерируют энергии больше, чем им нужно, и выдают ее в сеть. Одним из ярких примеров формата «смарт билдинг» служит здание R&D-центра в Гренобле компании Schneider Electric. Элементы «умного здания» нами внедрены и в башне «Федерация» в Москва-сити.

На данный момент существует ряд объективных препятствий для реализации проектов «умных городов» в России. В первую очередь это высокая стоимость реализации подобных инициатив. Превращение в «умные города» уже существующих населенных пунктов предполагает высокие затраты на полную модернизацию инженерных и коммунальных систем и решение глубоких структурных проблем городского хозяйства. Например, лишь один проект модернизации энергетической инфраструктуры в городе с населением около 100 тыс. человек оценивается более чем в 2 млрд рублей, а проект создания автоматизированной системы контроля автотранспорта для того же города - в сумму более 500 млн рублей. О величине затрат на подобные проекты в более крупных городах можно судить по тому, что в Москве только на систему видеонаблюдения за один 2015 год потрачено 3,85 млрд рублей.

Строительство новых «умных городов» с нуля еще более затратно, но более эффективно с точки зрения управления. В настоящее время в России реализуются только два подобных проекта, это Инноград «Сколково» (Москва), и Иннополис (Республика Татарстан). Еще несколько «умных городов» в России находятся на проектной стадии, например: микрорайон «Смарт-Сити» в Ульяновске и Инноград в городе - спутнике Санкт-Петербурга «Южный». Проектная стоимость возведения таких городов достигает десятков миллиардов рублей. Следует отметить, что стоимость реализации наиболее известных зарубежных проектов возведения «умных городов» с нуля составляет не менее 20 млрд долларов.

В ряде российских городов предпринимаются попытки - часто довольно успешные - внедрения отдельных «умных сервисов». В первую очередь это проекты в области жилищно-коммунального хозяйства, управления транспортом, формирования единых городских информационных систем «электронного правительства», «безопасного города».

Считаю, что устойчивое развитие городов невозможно без определения целей и приоритетов, разработки инвестиционных, инновационных и социальных стратегий. Для решения стоящих перед городами проблем и ослабления угроз их устойчивому развитию требуется комплексный подход, что определяет интерес к лучшим международным теоретическим разработкам и практическим примерам в области стратегического планирования развития городов и управления ими.

Елена Долгих , генеральный директор Агентства «Эс Джи Эм»

Например, на базе решений французской компании Schneider Electric была построена база интеллектуальной системы водоснабжения в городах Иваново и Иркутск, включающая автоматизацию управления объектами, прежде всего, центральный диспетчерский пункт, из которого можно дистанционно управлять режимами работы системы. Подобные системы минимизируют человеческий фактор и имеют хорошие показатели экономии электроэнергии, обеспечивают сокращение аварийности и потерь в сетях водоснабжения. Следует отметить, что решения умного водоснабжения всегда многоуровневые. Первый уровень включает в себя автоматизацию полевого уровня. Оснащение объектов и сетей водоснабжения всевозможными датчиками и устройствами регулирования. Второй уровень - уровень сбора данных, состоящий из каналов связи, сети, серверного оборудования, которое осуществляет сбор и архивирование данных, полученных с объектов, на которых внедрен уровень полевой автоматизации. Третий (верхний) уровень - это непосредственно интеллектуальная система управления, программное обеспечение системы оперативного управления системой водоснабжения в режиме реального времени, системы гидравлического моделирования, системы поддержки принятия решений.

К сожалению, в России еще существует ряд барьеров, препятствующих внедрению «умных технологий» в городах, а именно - технологическая отсталость, низкая информированность и квалификация государственных служащих и отраслевых специалистов администрации городов, недостаточный образовательный уровень населения.

В России пока нет универсальной системы оценки эффективности внедрения «умных сервисов» и потенциала их дальнейшей смартизации, вместе с тем есть опыт отдельных научных исследований в этой области. Так, специалисты НИУ ВШЭ предприняли попытку оценить потенциал российских регионов по вопросу создания «умных городов» на основе сравнения экономического, инновационного, человеческого, технического, инвестиционного, бюджетно-финансового, градостроительного и экологического потенциала крупнейших городов.

Большинство городов, потенциал смартизации которых был оценен по результатам исследования как высокий, входят и в число лидеров Рейтинга устойчивого развития городов России за последние годы, составленного Агентством «Эс Джи Эм». В число лидеров попали: Москва, Екатеринбург, некоторые города Подмосковья, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Для максимальной эффективности внедрения «умных систем» в российских городах необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон (органов власти всех уровней, бизнес- сообщества, населения, общественных и некоммерческих организаций и т. д.). Этому способствуют такие инструменты, как проведение опросов, конференций и диалогов по обсуждению городских проблем, создание постоянных очных или электронных коммуникационных площадок, широкое общественное и экспертное обсуждение итогов реализации каждого проекта.

Результаты опросов руководителей крупнейших российских городов показывают, что с их стороны существует высокая заинтересованность в изучении лучших практик в сфере УР как в России, так и за рубежом. Об этом свидетельствуют и обсуждения на конференциях по вопросам устойчивого развития городов, организованных агентством «Эс Джи Эм» за последние два года в региональных центрах ЦФО.

Подпругин Максим Олегович , соискатель кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 703

Аннотация:

Устойчивое развитие региона обеспечивается, прежде всего, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. В статье рассматриваются основные подходы к данной концепции в рамках региональной экономики, уточнено понятие устойчивого развития региона, и описаны факторы, оказывающие влияние на процесс его устойчивого развития.

JEL-классификация:

В последнее время большое число специалистов в области региональной науки, а также руководителей краев, областей, республик сходятся в одном – регионами необходимо считать субъекты Российской Федерации. В этой связи, наиболее обоснованным является понятие «регион», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» .

Сходной точки зрения придерживаются также B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией (область, край, республика) .

Таким образом, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Понятие «развитие региона»

Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.

Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.

Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов .

Понятие «устойчивое развитие региона»

Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов, должна лежать в основе формирования подходов к разрешению проблем территориальных образований. Это особенно актуально сегодня, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства.

Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения, при позитивной динамике комплекса показателей.

П.М. Иванов под устойчивостью развития региона понимает жизнеспособность системы. При этом жизнеспособность системы определяется как способность к жизни и развитию, то есть территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в конкретном окружении . Устойчивость регионального развития определяет способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни населения в пределах порога безопасности или выше него при колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и другого характера), грозящих падением качества жизни населения.

При классификации регионов в России по уровню и темпам развития обычно выделяют: развивающиеся, проблемные и депрессивные.

Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость – это выживание и достижение в последующем поступательного процесса в основных сферах жизнедеятельности. Так, О.К. Цапиевак основным формам устойчивости региональной системы относит:

− неустойчивое развитие;

− гиперустойчивость;

− глобальная устойчивость;

− приближено устойчивое развитие региональной системы;

− устойчивая система .

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют более активной, по сравнению с обычной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития регионов.

Переход к новой экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, изменение структуры собственности, а также совершенствование федеративной системы, расширение экономических прав регионов .

На рис. представлены основные факторы, влияющие на формирование устойчивого развития региона в современных условиях.

Основные факторы устойчивого развития региона

На рисунке видно, что основные факторы можно разделить на 7 основных блоков:

1) экологические факторы :

− природно-климатические условия;

− техногенные загрязнения. К техногенным загрязнениям следует относить не только загрязнения на территории региона, но и трансграничные загрязнения (воздуха, воды и т.д.), причем это относится не только к другим государствам, но и к другим регионам страны. Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат расположен в Иркутской области, однако он загрязняет акваторию озера Байкал, которая относится и к Бурятии;

2) финансово-экономические факторы :

− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;

− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макрорегионов;

− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;

− влияние экономической нестабильности;

3) промышленно-производственные факторы :

− наличие мощной производственной базы;

− наличие на территории региона минеральных ресурсов;

− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электро- и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);

4) наличие в регионе развитой инфраструктуры :

− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;

− связь, телекоммуникации, доступность интернета;

− рыночная инфраструктура;

5) продовольственная безопасность региона :

− состояние сельского хозяйства региона;

− состояние торговой сети;

− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;

− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;

6) региональный маркетинг :

− узнаваемость региона в федеральных СМИ;

− бренды региона;

− национальные, региональные праздники, торжества;

7) социальная сфера, культура, общественная деятельность :

− развитая социальная сфера;

− научные, образовательные учреждения;

− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;

− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;

− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);

− межнациональные, межрелигиозные отношения.

Приоритетным направлением нового этапа экономических изменений является инновационная модернизация экономики регионов России. В достижении этой цели важную роль призваны сыграть региональные органы власти, в связи с этим должны измениться приоритеты их деятельности . На предшествующем этапе их главная задача состояла в создании условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций. Условия меняются, и на первый план сегодня выходят проблемы ориентации на создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

Вывод

Таким образом, устойчивое развитие региона – это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, к повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и потенциальных возможностей отдельных городов, относящихся к данному региону. 3. Голубецкая Н.П. Индикативные подходы определения приоритетности инвестиций в предпринимательской деятельности Северо-Западного региона России / Н.П. Голубецкая, О.Н. Макаров, В.И. Бовкун // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2005. – № 4 (26). – С. 53−65.
4. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – C. 124−143.
5. Пчелинцев О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О.С. Пчелинцев, В.Я. Любовный, А.Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62−68.
6. Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 1999. – 276 с.
7. Ускова Т.В. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам. / Т.В. Ускова, С.С. Копасова. // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. –2008. – Вып. 43. – С. 21−31.
8. Иванов П.М. Алгебраическое моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1996. – 185 с.
9. Цапиева О.К. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2 (34). – С. 46−49.
10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 495 с.
11. Сысоева В.Н. Устойчивое развитие региона на базе формирования инновационных кластеров. – Автореф… канд. экон. наук. – Тамбов, 2007. – 24 с.

Министерство экономики Республики Татарстан информирует о начале осеннего этапа отбора Конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие», организаторами которого являются ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Россельхозбанк» при поддержке Правительства Российской Федерации.

Конкурс представляет собой модель «одного окна» при отборе, подготовке к реализации и реализации инвестиционных проектов с обеспечением специальных условий кредитования и инвестиционного софинансирования.

Организационный комитет Конкурса «Ежегодная общественная премия
Методические рекомендации по отбору и рассмотрению региональных проектов участников Конкурса«Регионы – устойчивое развитие» (далее по тексту - Конкурс) 2018 г.

    ЗАДАЧИ КОНКУРСА
  • Отбор лучших проектов реального сектора экономики, передовых технологий и управленческих решений;
  • Общественное и государственное признание передового опыта в деле устойчивого развития страны, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и распространение его в последующем в территории Российской Федерации;
  • Развитие государственно – частного партнерства;
  • Привлечение внимания к инвестиционному потенциалу регионов Российской Федерации;
  • Привлечение внимания к проблемным территориям, отстающим по темпам своего развития;
  • Предоставление объективной информации руководству Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и отраслевых предприятий о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов;
  • Формирование положительного имиджа сфер ЖКХ, ВКХ и обращения с отходами, и утверждения устойчивого сознания у граждан, что ситуацию в этих отраслях можно изменить.
    ЦЕЛЬ КОНКУРСА
Создание информационного массива, необходимого руководству страны, регионов, муниципалитетов и предприятий для принятия управленческих решений, о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики, и об инвестиционном климате на территории Российской Федерации, современных инструментах и механизмах государственно-частного партнерства и возможности их реализации, с учетом особенностей нашей страны. В числе первоочередных задач – стимулирование регионов, органов государственного и муниципального управления, частных компаний, инвесторов и банков к реализации проектов с привлечением средств частных инвесторов.Определение передовых и отстающих регионов на территории Российской Федерациив вопросах создания благоприятного инвестиционного климата для реализации инфраструктурных проектов реального сектора экономики.
    ПОРЯДОК ОТБОРА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
      К участию в Конкурсе допускаются проекты, соответствующие следующим критериям:
        Проект должен реализоваться на территории Российской Федерации и способствовать достижению позитивных социальных изменений в обществе; Проект должен быть направлен на решение существующих экономических и социальных проблем; улучшение инвестиционного климата субъекта; на появление долгосрочных, устойчивых позитивных социально-экономических изменений; улучшение качества жизни населения региона. Проект должен содержать определенную степень новизны в подходе к решению социальных проблем или инновационную составляющую; Проект должен иметь потенциал к тиражированию в других регионах РФ; Проект должен быть направлен на создание финансово устойчивых бизнес-моделей, способных работать самостоятельно по завершению финансирования.; бюджет проекта должен быть обеспечен собственными средствами Заявителя не менее чем на 10%.
      Отбору подлежат проекты следующих отраслей экономики:
        Металлургия; Химический комплекс; Фармацевтическая промышленность; Лесопромышленный комплекс; Легкая промышленность; Строительный комплекс; Транспортный комплекс; Торговля и бытовое обслуживание; Гостиницы; Сельское хозяйство; Отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства); Отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы); Инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.). Топливно-энергетический комплекс; Отдых и развлечения, культура и спорт и др.
      К участию в Конкурсе не допускаются Проекты, связанные с:
        осуществлением коммерческой деятельности некоммерческих организаций, не связанной с уставной деятельностью организации и не имеющей прямого социального эффекта; финансированием деятельности других организаций в части пополнения их кредитных портфелей и создания ими систем кредитования и/или иного финансирования других проектов\организаций; проведением научных исследований; разработки различных методик; грантмейкинг (предоставление грантов, пожертвований) иным организациям и (или) частным лицам; написанием, изданием рукописей в типографии (в качестве основной деятельности по проекту); изданием журналов, газет (в качестве основной бизнес-идеи проекта); осуществлением политической и религиозной деятельности, поддержку этнических групп и т.п.; осуществлением деятельности, которая может привести к дискриминации по признаку пола, расы, вероисповедания, возраста и сексуальной ориентации, а также иная деятельность, противоречащая конституции РФ.
      Работа органа исполнительной власти субъекта федерации по отбору и представлению к рассмотрению региональных инвестиционных проектов осуществляется следующим порядком:
        В период с 01 августа по 15 августа и с 01 февраля по 15 февраля текущего года ответственным за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотрудником Администрации субъекта федерации определяется перечень отраслевых органов исполнительной власти и заинтересованных структур, образованных в субъекте РФ, занимающихся привлечением инвестиций, и представляется в Организационный комитет Конкурса по Форме Ф-1/К, а также перечень муниципальных образований субъекта РФ по Форме Ф-2/К:
Форма Ф-1/КСправка об ответственных сотрудниках отраслевых органов исполнительной власти и заинтересованных структур, занимающихся привлечением инвестиций (Министерств, Департаментов, Комитетов, Управлений, Агентств, Корпораций развития и т.д.)

Форма Ф-2/КСправка об ответственных сотрудникахМуниципальных образований Субъекта РФ

Ответственный за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса от________ (субъекта РФ)

Подпись_____________________ расшифровка подписи

    Организационным комитетом Конкурса в срок, не превышающий 5 (пять) рабочих дней с момента получения справки, представленной по Форме Ф-1/К и Форме Ф-2/К, определенной пп.3.4.1., производится рассылка информационно - справочных материалов в адреса исполнителей, определенных Формой Ф-1/К и Формой Ф-2/К. Организационным Комитетом Конкурса во взаимодействии с ответственным за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотрудником Администрации субъекта федерации определяется дата, время и тематика проведения вибинара с исполнителями, определенными Формой Ф-1/К и Формой Ф-2/К, с учетом сроков проведения не позднее, чем 15 сентября по осеннему и 30 марта по весеннему этапам отбора инвестиционных проектов. Исполнителями, означенными в Форме Ф-1/К и Форме Ф-2/К, определенной пп.3.4.1., осуществляется отбор инвестиционных проектов и направление в период с 01 сентября по 15 октября и с 01 марта по 15 мая текущего года ответственному за взаимодействие с Организационным комитетом Конкурса сотруднику Администрации субъекта федерации заявки отраслевых проектов с приложением копий заявок Участников по форме приведенной в п.3.5. Органом исполнительной власти субъекта федерации, формируется и направляется по электронной почте в Организационный комитет Конкурса в период с 15 сентября по 30 октября и с 15 марта по 30 мая текущего года обобщенная региональная заявка по форме:
Обобщенная Заявка проектов участников КонкурсаЕжегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»

Председатель правительства _____________(субъекта РФ)

Подпись ____________________________расшифровка подписи

С приложение копий заявок Участников по форме:

Заявка на участие в Конкурсе «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие» Внимание! Все поля подлежат заполнению

продолжение

*** ниже необходимо указать наименование объекта недвижимости и общую площадь

37. Контактное лицо (по заполнению данной анкеты)

Руководитель компании _______________________ подпись________________

Примечания: Приложения, установленные Регламентом Конкурса и настоящей Заявкой, от субъекта федерации не направляются.Заявка в подлиннике с установленными Регламентом Конкурса приложениями и документами направляется в адрес Организационного комитета Конкурса организацией Заявителем самостоятельно в сроки, установленные Регламентом Конкурса.
    В установленные Регламентом сроки рассмотрения конкурсных заявок Оргкомитетом Конкурса формируется и направляется в адрес субъекта федерации справка о рассмотрении региональных заявок по следующей форме:
Председатель Организационного комитета Конкурса «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие»

Подпись ___________________расшифровка

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ БАНКОМ В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВНЕШНЕГО ЭКСПЕРТА ПО ФИНАНСАМ
4.1. Задачи:
  • Отбор перспективных для инвестирования региональных проектов;
  • Активное участие территориальных подразделений Банка в качестве внешнего эксперта Конкурса по финансам в процессе подготовки к реализации и в качестве Кредитора в реализации инвестиционных проектов;
  • Фиксирование сроков рассмотрения заявок и документов на этапах принятия предварительных и окончательных решений;
  • Тесное и продуктивное взаимодействие с рабочими органами Конкурса;
  • Изучение реального состояния дел при применении средств государственной поддержки в рамках действующих ФЦП и региональных программ развития в реализации инфраструктурных региональных проектов, активное позитивное влияние на процесс путем участия в реализации инвестиционных соглашений в качестве Стороны по соглашению, члена координационного совета по реализации инвестиционного проекта.
4.2. Цель:Фиксирование универсального порядка работы с проектами, реализуемыми с государственной поддержкой, единых стандартов и схем взаимодействия подразделений Банка, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий и инвесторов при подготовке к реализации и реализации инвестиционных проектов участников и потенциальных участников целевых программ поддержки инвестиционной деятельности.4.3. Предварительное решение Банка по проектам:4.3.1. Заключение по проектам, реализация которых возможна с применением средств государственной поддержки в рамках действующих ФЦП и региональных программ развития с приложением документов, установленных пп. 4.3.2., а так же справки о формах предоставляемой по проекту государственной поддержки, поступают в Специализированное, уполномоченное руководителем, подразделение Банка, являющегося внешним экспертом Конкурса по финансам, для предварительного анализа в период с 15 февраля по 31 марта, с 15 маяпо 30 июня, с 15 августа по 30 сентября, с 15 ноября по 31 декабря ежегодно.4.3.2. Перечень документов для предварительного решения Банка: 10

Финансовые документы

Копия бухгалтерского баланса предприятия за последние 2 годовые отчетные даты в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании средств, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, составленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, с отметкой о принятии налоговой инспекцией или квитанцией о принятии документов налоговой инспекцией (при сдаче отчетности в электронном виде) (для организаций, использующих обычную систему налогообложения)

4.3.3. Специализированное подразделение Банка, уполномоченное руководителем, осуществляет регистрацию поступивших документов, распределяет для рассмотрения региональным подразделениям Банка (региональным представителям Внешнего эксперта Конкурса) для изучения и выдачи предварительного заключения по проектам, организует систему контроля исполнения. Персональный состав региональных представителей Внешнего эксперта Конкурса по финансам определяется Банком.4.3.4. Региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам действует от лица внешнего эксперта Конкурса по финансам, следующим образом:4.3.4.1. Замечания регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам по комплектности и качеству представленных к рассмотрению документов формируются и направляются в электронном виде в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления документов установленных перечнем пп. 4.3.2. Копия письма с замечаниями направляется в Специализированное подразделение Банка.4.3.4.2. В случаи необходимости представления дополнительной информации по проекту регионального представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам запрашивает её в Организационном комитете Конкурса путем направления письменного запроса в электронном виде в адрес [email protected] Копия запроса направляется в Специализированное подразделение Банка.4.3.4.3. Срок подготовки экспертного заключения регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам продляется на количество рабочих дней, потраченных на ожидание документов по запросу.4.3.4.4. Изучение проекта и заключение регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам и/или выработка предложений по предоставлению дополнительных сведений производится в срок не более 21 (двадцать один) календарных дней.4.3.4.5. В установленные сроки региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам направляет в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] , а копию в Специализированное подразделение Банка, согласованное руководителем территориального подразделения Банка экспертное заключение по форме: Предварительные условия финансирования инвестиционного проекта с государственной поддержкой / государственным участием на основе механизма проектного финансирования

(Наименование территориального банка) в рамках отбора проектов, реализуемых с государственной поддержкой, рассмотрел возможность кредитования следующего проекта:

Наименование проекта - «_______________________».

Инициатор проекта – «_______________».

Краткая информация по проекту:

*В случае снижения стоимости проекта после проведения экспертизы сметы сумма вложений средств каждого участника снижается пропорционально. Доли участия остаются без изменений.

Предлагаем рассмотреть следующие индикативные условия кредитования .

Положительные и отрицательные факторы проекта:

Исходя из указанных рисков, считаем, что финансирование данного проекта возможно при выполнении следующих условий:

Эксперт_________________________ /____________/

«_____»___________20___г. 4.3.4.6. В случае отрицательного заключения по проекту, региональный представитель внешнего эксперта Конкурса по финансам направляет в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] , а копию в Специализированное подразделение Банка, согласованный руководителем территориального подразделения Банка мотивированный отказ с подробным указанием причин, а так же рекомендаций заявителю проекта по переработке проекта для получения возможности его реализации с привлечением средств долгового финансирования, предусмотренных регламентами Банка.
    Повторное рассмотрение проекта, получившего отрицательное заключение регионального представителя внешнего эксперта Конкурса по финансам, допускается только в случае его переработки в соответствии с выданными региональным представителем внешнего эксперта Конкурса по финансам рекомендациями. Заключение при повторном рассмотрении проекта выдается в соответствии с пп.5.3.4.1. - 5.3.4.6. Решение коллегиального органа Банка:
4.4.1. Коллегиальным органом Банка к ускоренному рассмотрению принимаются проекты, прошедшие процедуру рассмотрения региональным представителем внешнего эксперта Конкурса по финансам, по которым полностью выполнены условия, определенные на этапе предварительного решения.4.4.2. Срок принятия решения о выделении долгового финансирования по проектам, рассмотрение которых осуществляется по указанному механизму, 30 (тридцать) календарных дней после получения полного пакета документов, перечисленных в п.4.4.3.4.4.3. Рассмотрение проекта и принятие решения коллегиальным органом Банка производится на основании следующих документов: *полный список предоставляется Банком 4.4.4. Специализированное подразделение Банка осуществляет регистрацию поступивших документов, распределяет региональным подразделениям Банка (региональным представителям Внешнего эксперта Конкурса по финансам) для рассмотрения и подготовки проекта на кредитном комитете банка с целью получения долгового финансирования, организует систему контроля исполнения.4.4.5. Региональный представитель Внешнего эксперта Конкурса по финансам в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты получения полного пакета документов направляет в адрес Специализированного подразделения Банка копии заключений согласующих подразделений (кредитное, юридическое, залоговое, подразделение безопасности, рисков и иные, предусмотренные регламентами Банка), заверенные подписью руководителей соответствующих подразделений.4.4.6. В течение 3 (трех) календарных дней после получения заключений служб организуется предварительный комитет по проекту с участием как Регионального представителя Внешнего эксперта Конкурса по финансам, так и Специализированного подразделения Банка.4.4.7. Кредитный комитет Банка о выделении долгового финансирования по проектам по указанному механизму также осуществляется с участием Регионального представителя Внешнего эксперта Конкурса по финансам и Специализированного подразделения Банка.4.4.8. Копия решения кредитного комитета Банка о выделении долгового финансирования по проектам направляется в Организационный комитет Конкурса в адрес [email protected] и в Специализированное подразделение Банка.4.4.9. Документооборот в процессе рассмотрения проекта (вопросы по проекту, дополнительные документы, не указанные в списке документов пункта 4.4.3, оказание методической помощи) осуществляется в режиме реального времени посредством эл. почты [email protected] (копия направляется в Специализированное подразделение Банка).
    ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ
5.1.Инвестиционное соглашение заключается между инициатором проекта, сторонним инвестором, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет реализовываться проект, и подразделением Банка, осуществляющем долговое финансирование проекта.5.2. Проект инвестиционного соглашения по каждому объекту (группе объектов объединенных одним проектом) разрабатывается Органом исполнительной власти, осуществляющим отбор проектов и направляется на согласование руководителю территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, в формате Microsoft Office Word.5.3. Руководитель территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней с момента получения проекта документа рассматривает его, согласовывает или направляет замечания по тексту инвестиционного соглашения в адрес Представителя [email protected] , оформленные в виде протокола разногласий. Уведомление о согласовании документа или направлении замечаний по проекту документа осуществляется по электронной почте, протокол разногласий направляются электронно в формате Microsoft Office Word.5.4. Подписание инвестиционного соглашения осуществляет руководитель территориального подразделения Банка, финансирующего сделку, или подчиненный сотрудник по доверенности.5.5. Экземпляр подписанного надлежащим образом инвестиционного соглашения хранится в территориальном подразделении Банка, финансирующего сделку, и используется для контроля исполнения Сторонами по инвестиционному соглашению своих обязанностей.

6.АДРЕС ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ЕЖЕГОДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРЕМИИ
«Регионы – устойчивое развитие»

Почтовый адрес: Россия, 115114, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 11Тел.: 8 - 800 - 775 - 10 - 73www.infra-konkurs.ru E-mail: [email protected]

Индикативные условия будут определяться в соответствии с Решением органа Банка по предоставлению кредитов и инвестиций «Общие условия финансирования приоритетных инвестиционных проектов, поступающих от органов государственной исполнительной власти РФ для реализации с государственной поддержкой»

Loading...Loading...